Выставки

­­­­­­В нашем блоге мы регулярно делимся информацией про историю города, рассказываем про наши проекты и многое другое

 

Хлеб, как символ мира

07.11.2018

В музейно-выставочном центре муниципального учреждения культуры «Центр культуры, досуга и кино Красноармейского района Волгограда» открывается интерактивная выставка национальных хлебов «Хлеб, как символ мира».

У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу. Прежде чем начать резать новый хлеб, его осеняли крестным знамением, а если вдруг хлеб падал на пол, его поднимали и, извинившись, целовали. Ведь хлеб для каждого человека, живущего в нашей стране – это не простопродукт питания, а символ домашнего очага. Отламываешь кусочек мягкого, ароматного хлеба, и сразу вспоминаешь заботливые руки матери и бабушки, которые с любовью замешивали тесто и выпекали его в печке.

В наши дни стало привычным принимать ценности, имеющиеся в нашем распоряжении, как должное, обыденное, совсем ничего не значащее. Это относится и к хлебу. Ведь он, хлеб, сегодня всегда к нашим услугам: черный, белый, сдобный.Изобилие хлеба! Вот и не задумываемся мы, каким длительным был путь хлеба к нашему столу. Сколько труда вложено в каждое золотое зернышко! Оно ведь и в самом деле золотое.

Испокон веков хлеб был не простой едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и человеческой совести.

Хлебом-солью встречали друзей.

За хлеб бились с врагом насмерть.

Хлебом, как именем матери, клялись.

Хлеб был продуктом, вызывающим особое, можно сказать, святое чувство.

За хлеб, который был нужен умирающим от голода детям Москвы, Ленинграда, Поволжья в годы войны, революции, отдавали свою жизнь сотни людей.

Есть только одно слово равнозначное слову «хлеб» - это слово «жизнь». Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое может нанести человек. Его сравнивали с золотом, с солнцем, самой жизнью. Недаром у многих народов в древности хлеб, как солнце и золото, обозначался одним символом- кругом с точкой посередине.

В блокадном Ленинграде выдавали 125 граммов хлеба в день на человека. Хлеб доставляли через Ладогу по дороге жизни умирающему, но не сдававшемуся городу. Формы для выпечки смазывали солярным маслом.

«Хлеб зреет на земле, где солнце и прохлада,

Где звонкие дожди и щебет птиц в кустах.

А под землей, внизу, поближе к недрам ада

Железо улеглось в заржавленных пластах.

Благословляем хлеб! Он — наша жизнь и пища,

Но как не проклинать ту сталь, что наповал

Укладывает нас в подземные жилища?..

Пшеницу сеял бог. Железо черт ковал! »Дмитрий Кедрин, 1942 год.


Представим себе на минуту нашу жизнь, наш стол, нашу еду без хлеба. Нет, невозможно, просто невероятно. Тем, кто родился и вырос после войны, в спокойное мирное время, и вообразить себе трудно, что можно жить без хлеба.

Сейчас хлеб в большей степени выпекают не в русской печке дома, а на хлебозаводах, где почти весь процесс автоматизирован. Однако, увидеть ту самую русскую печку, орудия производства земледелия (от ручного плуга до современных машин), переработки зерна и узнать историю производства хлеба от посадки зерна до выпечки смогут все жители и гости города Волгограда, которые посетят выставку «Хлеб, как символ мира».

В прошлом году в праздничный День народного единства в Иловлинском районе всем  миром испекли хлеб. Идею волгоградского фермера – потомственного казака Андрея Прошакова, собрать зерно из разных концов земли, чтобы получить символический каравай, поддержали регионы России и еще 25 стран мира.

Идея испечь «Каравай мира» пришлась по душе многим, как в регионе, так и далеко за его пределами. Мешочки с зерном привозили и присылали со всего мира. Инициативу поддержали многие общественные организации, в их числе - Волгоградское отделение Российского фонда мира.

Акция выпечки «Каравая мира» стала настоящим праздником для жителей региона. Для особого случая подобрали старинный рецепт. Закваску делали на хмеле. Муку смололи на жерновах  из зерна, собранного по всему миру. Пекли в  русской печке. Ее построили специально на открытой площадке.

Чтобы всем, принявшим участие в акции, досталось по кусочку от воистину мирового каравая, накануне из той же сборной муки испекли множество караваев. С самым главным Караваем мира организаторы и гости отправились в Волгоград, на Мамаев курган.

Следующий Каравай мира испекли 2 февраля, когда страна отмечала 75-летие победы под Сталинградом. Третий – опять же, в День народного единства 4 ноября 2018 года.Завершать данную акцию Андрей Прошаков не собирается.

Рассказ об этой уникальной акции, а также экспонаты, среди которых есть воистину единственные в своём роде, как, например, ручной каменный жёрнов, предоставленные для выставки А.П. Прошаковым ждут вас в музейно-выставочном центре. Там же вы познакомитесь с ещё одним беспрецедентным актом – совместной выпечкой «Хлеба мира» женщинами разных национальностей во время межнациональной встречи женщин под эгидой регионального отделения «Проекта Кешер».

    Хлеб, он — не волшебник, но все может. Мы еще спим в своих постелях, а машины с крытыми кузовами, на которых крупными буквами написано «ХЛЕБ», развозят его по магазинам. В утреннюю свежесть воздуха вплетается непередаваемо живительный и сладостный запах теплого хлеба. На кузовах большинства машин, развозящих хлеб по торговым павильонам Красноармейского района, написано «Сарептская мельница».

В XVIII веке по высочайшему указу императрицы Екатерины II в приволжских степях южнее уездного города Царицына была основана немецкая колония «Сарепта».

Одной из целей, которые ставило перед собой правительство Российской Империи, приглашая на поселение немецких колонистов, была пропаганда в России передовых европейских технологий агрокультуры и производства продуктов питания. В «Сарепте» были основаны образцовые для того времени ремесленные мастерские, школы, а также мельница, пекарня, аптека, заводы по переработке горчицы и по производству Сарептского бальзама.

«Сарептская мельница» стала одним из образцов немецкого неукоснительного соблюдения качества работы на всех этапах производства муки, начиная от подготовки зерна к помолу и заканчивая хранением и перевозкой готовой продукции. Вести о великолепной муке быстро облетели все близлежащие города и поселения, и в немецкую слободу заспешили с визитами все окрестные крестьяне, проезжий и торговый люд.

И поныне славное прошлое тех далеких дней, беспримерный труд хлебопеков в годы военного лихолетья под руководством легендарной личности – МамедаМамедовича Мамедова, живо в трудовых свершениях сегодняшнего дня на «Сарептской мельнице» города-героя Волгограда. Сплоченный коллектив мукомолов старается сохранить и преумножить золотые традиции качества производства сарептской муки и хлеба.

На выставке можно будет узнать о современных достижениях хлебопёков, познакомиться с новыми видами хлебной продукции волгоградских пекарей.

Хлеб имеет различные наименования. У евреев – хала, у славян – каравай, на Кавказе – лаваш, у татар – икмэк. А всё вместе – хлеб. Картины, фотографии и предметы быта позволят познакомиться с национальными традициями изготовления хлеба. Конечно, будут представлены в музейной экспозиции образцы национальных хлебов.

А выставка лучших работ детей - участников творческого конкурса «Самые вкусные плюшки», обязательно озарит ваше лицо солнечной улыбкой.

Сделайте вашу осень ещё ярче и теплее – приходите; и зарядом отличного настроения будете обеспечены!

Экспонаты для выставки «Хлеб, как символ мира» предоставлены: коллекционером В. Н. Кияевым; волгоградским фермером А. П. Прошаковым; ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет» и самодеятельным казачьим музеем хутора «Озерки»Иловлинского района.

Выставка пройдет с 1 ноября по 15 декабря 2018 года в музейно-выставочном центре муниципального учреждения культуры «Центр культуры, досуга и кино Красноармейского района» по адресу: Волгоград, ул. 50 лет Октября, 17 Телефон 62-73-56.

Взгляд из-под маски

20.09.2018

Фотохудожник предлагает  вместе посмотреть на мир из-под карнавальной маски, погрузиться в атмосферу ярких красок, сильных эмоций и фееричного действа.

   Выставка родилась по итогам поездки Натальи Беленцовой в Венецию на легендарный Венецианский карнавал. Для полного погружения в атмосферу праздника необходимо слиться с окружающей действительностью. А это значит одеть маску, стать частью разноязыкой и пестрой карнавальной толпы. Именно так и были сделаны фотографии, представленные на выставке. Теперь давайте вместе посмотрим на мир из-под карнавальной маски, погрузившись в атмосферу ярких красок, сильных эмоций и фееричного действа.

   Будучи  увлеченной путешественницей, посетившей более 30 стран в поисках удивительных кадров дикой природы,  Наталья чувствует себя, прежде всего гражданином мира – мира, в котором нет границ, нет различий в национальности и вероисповедании. 

   Фотографией увлеклась в 12-13 лет. Первые фотоаппараты — это пленочные «Смена» и «ФЭД». Дома было всё для любительской самостоятельной проявки и печати фото: фотоувеличитель, глянцеватель, проявители, закрепители и т.д. и т.п. Тогда процесс проявки и печати был почти что таинством, волшебным процессом поэтапного рождения фото. В институте этот процесс стал своего рода увлекательным времяпровождением, когда собирались у кого-нибудь дома на всю ночь, печатали фото и обсуждали то, что получалось. В школе и в институте снимала в основном учебную жизнь, свой спортивный коллектив, друзей. С окончанием института и началом самостоятельной жизни начались путешествия и поездки, в которых верным спутником стал фотоаппарат. Фотографировала себя, семью на фоне удивительных красот, необычных зданий, сооружений. И вдруг, Наталью начала интересовать окружающая жизнь без ее личного присутствия — жизнь такая, какая есть. Ведь фотоснимок – это уже отпечаток реальности, пропущенный через восприятие мира автором. В это время впервые появилось желание показывать свои работы, делиться увиденным.

  «Бесконечно люблю жизнь во всех ее проявлениях, ощущая планету Земля единым живым организмом, а себя – его неотъемлемой частью», — говорит о себе Н. Беленцова. 

   Каждая фоторабота сделана  с  огромной  любовью к этому прекрасному миру, со стремлением передать необыкновенную красоту нашей планеты, каждого ее уголка. Ее фотографии обращены, прежде всего, к сердцу и душе человека. Ведь человек – одновременно и часть этого гармоничного творения, и сам творец, зачастую забывающий об этом в процессе жизни… И помочь ему вспомнить могут только сердце, только чувства, испытываемые человеком. 

   «Волшебство – это не фокусы и иллюзии на сцене, волшебство разлито в окружающем нас мире. Стоит только раскрыть глаза своего сердца и смотреть, замечать, удивляться, — говорит о своем творчестве Наталья Беленцова. — Чудо – оно в сердце. Это можно увидеть по детям. С каким восторгом они разглядывают этот мир и видят во всем волшебство! Восприятие прекрасного заложено внутри каждого из нас. А взрослея, многие теряют это… И  для меня главное – чтобы, посмотрев мои фотографии, вы ощутили мое настроение в момент съемки, прочувствовали любовь, трепет и восторг. Мне важно передать состояние…».

   Фотопроект Н. Беленцовой «Взгляд из-под  маски» успешно экспонировался в Восточно-Крымском историко-культурном музее-заповеднике (г.Керчь) , Курганском областном культурно-выставочном центре, Арт-галереи «Тишина» и Галереи «Каменный пояс» (г.Челябинск), платформе АЗЪБУКАРТ (г.Севастополь).

   Наряду с активной выставочной деятельностью Наталья  Беленцова призер различных творческих конкурсов:

— Гран-при конкурса «Дикая природа России – 2012»;

— Победитель Sony World Photography Awards 2012, 1 место, Лондон, апрель 2012;

— The International Photography Awards (IPA 2012), проект The Lucie Foundation, Лондон, поощрительная премия;

— The EPSON International Pano Awards, Бронзовая награда;

— Вошла в число победителей Best of Russia («Лучшие фотографии России 2011» );

— Победитель Первой открытой национальной премии «Лучший фотограф 2010», 1 место в категории «Пейзаж»;

— 2 место в конкурсе «Палитра Скандинавии 2010»;

— Победитель конкурса Государственного Дарвиновского музея «Кошка, которая…», 2010г.