«Ну, а дружба...»

Известно всем, даже самым маленьким жителям нашей большой страны, что дружба начинается с улыбки (Виват, крошка Енот и его песенка!). А вот что с ней потом делается, с дружбой? Если дружба настоящая, а не фальшивая, то она, конечно же, продолжается и крепнет день ото дня. Это хорошо известно завсегдатаям творческой гостиной музейно-выставочного центра Красноармейского района Волгограда. Каждую пятницу к 17.00 собираются они на очередную встречу, ожидая узнать что-то новое из мира искусства, ознакомиться с новыми экспозициями в выставочных залах МВЦ, поаплодировать концертным номерам от самодеятельных и профессиональных артистов, а, зачастую, и самим стать участниками импровизационного хора. Безусловно, что все они, посетители пятничных встреч, стали давным-давно добрыми друзьями, которые рады принять в свой круг новых знакомых. Как, например, случилось при встрече в минувшую пятницу 8-го ноября, когда работницы Центра социальной защиты населения по Красноармейскому району, пришедшие в МВЦ на экскурсию по персональной выставке художника Дмитрия Харитонова, приняли предложение от экскурсовода остаться на очередное мероприятие в творческой гостиной, тепло и бесхитростно названное «Встречей друзей». И, забегая вперёд, отмечу, что соцработники, судя по всему, не пожалели об этом, оказавшись в дружеской атмосфере тепла, уважения друг к другу, искренности и открытости. В атмосфере, где можно дискутировать на любую тему, которая тебя затронула. На сей раз отправной темой встречи была…революция, да-да, та самая Великая Октябрьская социалистическая революция, которая свершилась в 1917 году, то есть 102 (!) года назад. 102 года назад, а, судя по полемике, которая ведётся и в прессе, и в солидных научных изданиях, и в многочисленных телевизионных ток-шоу получается, как в песне: «Есть у революции начало, нет у революции конца!». В 1924 году, 7 лет спустя произошедшей революции, эти строки написал мало кому известный сейчас поэт Юрий Каменецкий. Потом к 50-летию «Октябрьской социалистической…» музыку сочинил Вано Мурадели. Так появилась песня, которую приходилось не раз слышать в детские годы тем, кто пришёл на вечер «Встреча друзей» в музейно-выставочный центр Красноармейского района 8-го ноября. Потому что, в основном, это были люди старшего поколения, чьи детство и юность пришлись на годы, когда день 7 ноября был «красным днём календаря». В связи с чем, в этот день они участвовали в праздничных мероприятиях и, конечно же, в демонстрациях, посвящённых очередной годовщине революции, так многое изменившей и в жизни страны, и в их собственных жизнях. Вот об этом и предложили поговорить гостям творческой гостиной МВЦ организаторы вечера-встречи; поделиться своими воспоминаниями. Условие одно - не углубляться в политические аспекты вопроса. А посмотреть с личностной точки зрения. И получился интереснейший разговор с явным оттенком ностальгии по тем,увы, ушедшим безвозвратно временам, когда все были горячими патриотами своей многонациональной Родины – страны, которой гордились и которую уважали во всем мире. Апеллировали к трилогии Михаила Слонимского, в частности к его роману «Инженеры»; цитировали книгу детского писателя Сергея Баруздина «Страна, где мы живем», звучали стихотворные строки: «Хочу назад, в СССР, где был пломбир по семь копеек…», хором пели «Что тебе снится, крейсер «Аврора»… Вспоминали школьные буфеты с вкусной выпечкой, с удивительным пирожным «картошка», с компотом из сухофруктов. И вот уже всё смешалось – от школьников прошлого века перекинут мостик в век нынешний со школьными «ляпами»:Ученик: Я отдыхал этим летом в Турцыии Грецыи.Учитель: Или выучи, как писать Греция и Турция, или отдыхай в Анапе!Ещё «перл»:- «Шила в мешке не утаишь». Объясните значение.- В мешок положили шило. Оно выскользнуло и всех пришило. А буквальночерез несколько мгновений перед зрителями кувыркается маленький чертёнок –ПеппилоттаВиктуалияРульгардинаКрисминтаЭфраимсдоттерДлинныйчулок - персонаж одноимённой повести шведской писательницы Астрид Линдгрен, более известная под именем Пеппи Длинныйчулок. Пеппи — маленькая рыжая веснушчатая девочка, которая живёт одна на вилле «Курица» в небольшом шведском городке вместе со своими животными. Пеппи — дочь капитана Эфраима Длинный чулок, который впоследствии стал вождём чернокожего племени. От своего отца Пеппи унаследовала фантастическую физическую силу, а также чемодан с золотом, позволяющий ей безбедно существовать. Мама Пеппи умерла, когда та была ещё младенцем. Пеппи уверена, что мама стала ангелом и смотрит на неё с неба сквозь дырочку. К зрителям творческой гостиной Пеппи буквально ворвалась со своим чемоданом и стала вытворять такие головокружительные «кульбиты» и замысловатые «па», что уследить за этим, не то, чтобы сфотографировать, было практически невозможно. И только, когда закончилась музыка, а вместе с ней и вихревое вращение девочки, застывшей с папиным портретом в руках, можно было, наконец, разглядеть, что никакая это ни Пеппи, а очень даже замечательная маленькая красноармейка Таня Небыкова, чей папа никоим образом не вождь чернокожих, а работник предприятия ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка». Но от этого ничуть не уменьшилось ни мастерство юной танцовщицы, ни буря оваций, которые девочка заслужила от благодарных и восхищенных зрителей. Поскольку встреча проходила в учреждении культуры, то обойти вниманием последние события в культурной жизни страныбыло, практически невозможно. Почтили светлую память вдовы замечательного актера Анатолия Дмитриевича Папанова, Надежды Каратаевой. Когда-то в далёком военном году красавица студентка театрального ВУЗа выбрала себе в мужья его, комиссованного по ранению из действующей армии, а не единственного племянника маршала Климента Ворошилова.75-летие всенародно любимого «Василия» из фильма «Любовь и голуби» - актера Александра Михайлова; 90-летие нашей землячки Александры Пахмутовой ... И, конечно, звучали песни, её песни: «На Мамаевом кургане тишина», «Девчонки танцуют на палубе», «Старый клён», «Хорошо, когда снежинки падают»… Звучит финальная песня. Это - пахмутовская «Команда молодости нашей», спетая всем зрительным залом с таким накалом, таким задором, что чувствовалось – в зале сидит действительно единая, дружная, сплоченная команда друзей. Вы ещё не с нами? Но хотите в нашу команду? Ждем вас каждую пятницу в 17.00 в музейно-выставочном центре Красноармейского района. 

Читать дальше

«Не уходи, побудь со мною...»

 «Когда в груди терзания и муки

 И счастия несбыточного жаль, 

Лишь музыки серебряные звуки 

Снимают как рукой мою печаль». 

В. Шекспир 

«Не уходи, побудь со мною…» -взывала к невидимому зрителям, но живущему в сердце оперной дивы объекту её душевных мук, певица. Это стихотворение, ставшее затем романсом, автор, Николай Владимирович Зубов посвятил знаменитой певице, королеве русского романса Анастасии Вяльцевой. Дочь орловской крестьянки, в юные годы она работала младшей горничной в гостинице на Крещатике. Однажды там остановилась известная оперная прима Серафима Бельская. Услышав пение убиравшей её номер девушки, она была поражена её талантом и составила протекцию в театральных кругах. Первое сольное выступление Вяльцевой состоялось в Москве в 1897 году. Ей было двадцать шесть лет. Уже тогда определилась ее знаменитая творческая манера: она пела ярко, легко, свободно. Ее называли «певицей радостей жизни», потому что песни в свой репертуар Анастасия Дмитриевна придирчиво отбирала сама, отвергая те, в которых были слова «смерть», «разлука», «печаль», «горе», «тоска». «Вот что значит истинный талант! Вот где душа гения, озаренная божественным отражением», - восхищённо говорил И.Е. Репин.Ночи безумные, ночи бессонные,Душные комнаты, пенье цыганское;Страстные речи, глаза утомленные!Смятые розы в бокалах шампанского! Этот романс прославил Вяльцеву. Она вспоминала: «Раздались аплодисменты, крики «бис»… Полетели на сцену студенческие фуражки… Когда я выходила из театра, меня окружили курсистки, схватили мои руки и стали целовать… Я приехала домой опьяненная успехом, и всю ночь мне снились только эти цветы, студенческие фуражки». Неизвестный поклонник преподнёс певице огромную корзину роз с надписью: «Москва признает тебя своею». Среди ослеплённых талантом восходящей примы был тридцатилетний чиновник, сын губернского секретаря (один из низших чинов в табели о рангах Российской Империи) Николай Владимирович Зубов. С детских лет он тянулся к музыке, к которой пристрастил его меломан-дядя, часто собиравший в своём вологодском доме хор, которым руководил сам. Так как семья Зубовых жила в большой бедности, Николай Владимирович не смог получить музыкального образования и даже не знал нот. При этом он был удивительно талантлив, имел превосходную память и всё, что слышал, мог сразу сыграть «на слух», спеть любую мелодию из многих опер, а свои сочинения исполнял на рояле наизусть, и его товарищи записывали их нотными знаками.Встреча с Анастасией Вяльцевой открыла новую страницу в творчестве молодого композитора, вспыхнувшее чувство вдохновило его на создание десятков романсов, большая часть которых были посвящены его музе и исполнены ею.Свой самый знаменитый романс «Не уходи» Николай Владимирович написал в 1899 году, в год своего знакомства с Вяльцевой. К сожалению, чувство Николая Владимировича осталось без взаимности... Сердце Анастасии Вяльцевой было отдано блестящему гвардейскому офицеру Бискупскому. Его родители, аристократы, отнеслись к крестьянскому происхождению снохи спокойно и без колебаний благословили молодых.Однако брак этот долгое время держался в секрете, так как подобный мезальянс мог повредить военной карьере Василия Викторовича. Их тайну знали лишь немногие близкие друзья. Николай Зубов, в течение шести лет трепетно обожавший Анастасию Дмитриевну и посвящавший ей все свои произведения, узнал эту тайну лишь, когда грянула Русско-Японская война...В 1904-м году Вяльцева разорвала контракт на огромную по тем временам сумму в 26 тысяч рублей и отправилась на фронт рядовой сестрой милосердия. Василий Викторович был тяжело ранен и, наотрез отказавшись от эвакуации в тыл, лежал в госпитале. «Сестрица Анастасия» выхаживала его и других раненых, работая без устали и скрывая своё настоящее имя. Впрочем, долго сохранять инкогнито не получилось, знаменитую певицу узнали и упросили дать в Харбинском Летнем театре концерт «в пользу увечных и семейств убитых нижних чинов Заамурского округа», имевший грандиозный успех.Брак Вяльцевой и Бискупского стал достоянием общественности. Как и следовало ожидать, конногвардейское начальство не одобрило мезальянса, и Василию Викторовичу пришлось уйти из полка. Когда Анастасия Дмитриевна отправилась на Дальний Восток, Николай Зубов посвятил ей свой последний романс с говорящим названием «Я хотел тебя забыть…». Как сложилась судьба композитора-самородка дальше, неизвестно. После 1906-го года следы его теряются. Может быть, Николай Владимирович, щедро даривший свою душу, вкладывая её в создаваемые произведения, просто исчерпал себя, допел свои песни и замолчал, может быть, не встретилось музы, равной Вяльцевой, которая бы вдохновила его на новые шедевры, а, возможно, ранняя смерть унесла композитора в расцвете лет... Но остался пронзительный романс «Не уходи», который до сих пор непременно включают в свои программы почти все исполнители этого жанра, неувядающего жанра романса. Сейчас он звучал в исполнении Ольги Головановой.Об Ольге Головановой:Ольга Голованова – классическая вокалистка (меццо-сопрано), она – выпускница российской академии музыки им. Гнесиных, солистка международной ассоциации «Мир музыки», лауреат международных конкурсов в Париже и Барселоне, лауреат российского конкурса «Арбатский романс».Ольга Голованова – солистка фонда «Таланты мира»Фонд «Таланты мира» под руководством Давида Гвинианидзе является одной из лучших концертных организаций России, которой удается с успехом решать одну из сложнейших задач современности – популяризировать красоту вокальной классической музыки.Фонд «Таланты мира» стремится своими проектами развивать интеллектуальный и духовный потенциал человека, восстанавливать и пропагандировать утерянные традиции русского вокального искусства. Фонд ставит своей целью обращать внимание широкой зрительской аудитории к неиссякаемой сокровищнице мировой оперной классики через развитие культурных ценностей, реализовывать программу демократии и нравственной солидарности человечества, что отражено в девизе фонда «От культуры мира - к миру на планете». Каждый проект фонда «Таланты мира» – это уникальное явление, грандиозный праздник, конгломерат оригинального режиссерского замысла и высочайшего исполнительского мастерства. В концертах принимают участие звезды лучших оперных театров мира, а палитра самих проектов поражает разнообразием: от сугубо классического концерта, посвященного творчеству великого композитора или исполнителя, до легкого зажигательного праздничного концерта, составленного из суперпопулярных произведений вокальной классики. Ольга Голованова, каксолистка фонда «Таланты мира», с другими артистами – солистами этого фонда много гастролировала по стране, выступала с такими замечательными артистами, как Александр Ведерников, Ренат Ибрагимов, национальным академическим оркестром им. Осипова(Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Николая ПетровичаОсипова — один из старейших оркестров России). В репертуаре О. Головановой и оперные арии, и песни, и романсы. И вот долгожданная встреча, на которую пригласила красноармейцев заслуженная певица. Зрителей ожидала встреча с удивительным проектом Ольги Головановой – с фейерверком классических шедевров в музыкальном салоне «Осенняя феерия». «В программе концерта прозвучат только самые яркие классические шлягеры. Приглашаем вас окунуться в атмосферу праздника высокого искусства!», - значилось на афишах. Действительность, то есть сам концерт, не только не погрешила ни на йоту против объявленного в рекламе, но превзошла все ожидания. Тщательно подобранные музыкальные произведения, продуманный до мелочей их порядок построения в программе концерта,подача каждого произведения, арии, романса: Антонио Вивальди «Vieni, vieni», Джулио Каччини«AveMaria», Александр Львович Гурилев, Михаил Иванович Глинка, Петр Петрович Булахов…Что касается самого исполнения жемчужин классической музыки, то тут возможны лишь эпитеты в самой превосходной степени – безукоризненно, блестяще, блистательно! Не будет преувеличением сказать, что певица не пела арии и романсы, а проживала их, пропустив через самое сердце. Ольга Голованова - из тех редких исполнительниц, что не следят за тем, как они выглядят внешне во время исполнения вокальной арии, но передают множеством тончайших нюансов внутреннее состояние героини исполняемого произведения. Это то самое, что «цепляет» слушателей, заставляя их сопереживать, терять ощущение реальности, вызывает комок в горле. Высочайшее филигранное вокальное исполнительское искусство Ольги Головановой дополняло столь же безукоризненное исполнение фортепианного аккомпанемента лауреатом международных конкурсов, преподавателем Волгоградской консерватории имени П.А. Серебрякова Олесей Удаловой. Дуэт инструмента и живого голоса был на грани нереального созвучия. Зрители, которым посчастливилось в непогодный первый день последнего осеннего месяца попасть на концерт «Осенняя феерия», долго не отпускали певицу, ещё и ещё раз вызывая её на «Бис». Их не останавливало ни то, что концерт и так длился почти два часа; что в зрительном зале этно-культурного центра (ЭКЦ) «ДК «Судоверфь» было бодряще свежо, из-за чего зрителям пришлось вопреки всем правилам хорошего тона сидеть в верхней одежде, они были под большим впечатлением от встречи с подлинным искусством. Талант авторов музыкальных классических шедевров, помноженный на талант исполнителей – вот простая формула обыкновенного чуда, имя которому – искусство, доступное всем и каждому, кто пойдет на его зов. Обыкновенное чудо – Ольга Голованова, многократная обладательница Гран-При, лауреат Международных и Всероссийских конкурсов, солистка Фонда «Таланты Мира», солистка Международной Ассоциации «Мир музыки», наша современница, наша землячка.Елена Серебренникова, методист МВЦ

Читать дальше

Комсомольский сбор

Во вторник 29 октября исполнился 101 год Всесоюзному ленинскому коммунистическому союзу молодежи (ВЛКСМ) или просто комсомолу - молодежной организации, в которой состояла практически вся советская молодежь в возрасте 14-28 лет.В конце 1970-х годов ряды комсомола насчитывали более 36 миллионов молодых граждан Советского Союза. ВЛКСМ прекратил свое существование вместе с СССР, однако его помнят. Доказательство тому – вечер, прошедший 30 октября в музейно-выставочном центре Красноармейского района Волгограда. Организаторы и участники вечера, посвященного 101-му дню рождения Комсомола, конечно же, комсомольцы. Какие? Да, самые что ни на есть, настоящие! Потому что, во-первых, бывших комсомольцев не бывает. И, во-вторых, участники вечера - активные членыВРОО «Союз Комсомольских Поколений», Красноармейское отделение которого возглавляет председатель Красноармейской районной организации ВРО ВОО ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Людмила Бережнова. Людмила Владимировна рассказала соратникам-комсомольцам, что весь день не расстаётся с телефоном, принимая многочисленные поздравления с очередной датой любимой молодёжной организации.К микрофону специальной «комсомольской» трибуныс заветным атрибутом ВЛКСМ – комсомольским значком на передней части кафедры для выступлений выходили седовласые комсомольцы и делились воспоминаниями о комсомольских годах, делах, о том, чем запомнился комсомол.Иван Гончаров, который в 1978-82 годах занимал пост первого секретаря комитета ВЛКСМ Волгоградского нефтеперерабатывающего завода, сказал: «Как человек, который профессионально поработал в комсомоле, могу сказать: большей солидарности, чем в комсомоле, не было, и нет. В молодости мы больше руководствовались эмоциями, чем чем-то рациональным, наша солидарность была искренней». Иван Васильевич передал в дар музейно-выставочному центру кайло и строительный молоток, найденные при рытье котлована на месте одной из первых установок нефтеперерабатывающего завода. Теперь этот уникальный привет от строителей завода будет, несомненно, одним из самых ценных экспонатов в тематических выставках, посвященных истории Красноармейского района.«Почетная грамотаХабаровский крайком ВЛКСМ награждает настоящей грамотой комсомольскую организацию нефтеперерабатывающего завода (секретарь комитета Э. Макаров) – за первое место в социалистическом соревновании комсомольских организаций города Комсомольск-на-Амуре в I квартале 1961 года.Хабаровский Краевой Комитет ВЛКСМ15 мая 1961 года».И ещё:«Почетная грамотаХабаровский крайком ВЛКСМ награждает настоящей грамотой Макарова Эдуарда, секретаря комитета ВЛКСМ завода 409 – за активную работу в комсомоле.17 октября 1961 года». Эти грамоты, бережно хранимые, принёс на вечер тот самый Эдуард Макаров, вернее, Эдуард Григорьевич Макаров, бывший директор Волгоградского НПЗ, занимавший этот пост в 1977-1986 годах.Э.Г. Макаров:«У каждого народа есть история. История комсомола является историей нашей страны. Комсомол оставил о себе хорошие воспоминания. В том числе – в памяти детей и внуков комсомольцев. Много хорошего было сделано, много доброго, полезного.Одним словом, это часть истории, она останется в памяти людской. И через десятки лет это время будут вспоминать». С Эдуардом Григорьевичем солидарна ТатьянаЗорикова, занимавшая пост секретаря комитета комсомола Волгоградского индустриального техникума в 1975-1979 гг., ныне – педагог, руководитель производственной практики того же учреждения: «Вчера и сегодня мне позвонило больше двадцати человек, все поздравляют с датой. Через 50 лет такого, конечно, не будет: люди «недолговечны». Но пока мы живы, в этот день мы будем собираться. Будем вспоминать молодость». Звучали комсомольские песни. Их щедро дарил собравшимся в МВЦ Сергей Безбожнов. И, безусловно, пели все вместе: про комсомольцев-добровольцев, про орленка, и про команду молодости, без которой им…, одним словом, про команду, без которой нам не жить.

Читать дальше

Открытие выставки «Война на холсте, как память поколений»

    1 февраля в галерее детской художественной школы Краснооктябрьского района состоялось открытие выставки картин подаренных городу-герою Волгограду в рамках проекта «Война на холсте, как память поколений».В 2015 году вдова художника и участника Великой Отечественной войны Анатолия Сундукова передала в дар городу-герою эскиз к картине «Подарки фронту». Эта художественная работа из республики Кабардино-Балкарии стала первой в будущей коллекции проекта «Война на холсте, как память поколений». Хранителем коллекции стал музейно-выставочный центр Красноармейского района Волгограда. Организаторы этой акции не предполагали, что проект получит такой широкий отклик на просторах нашей страны и не только. В настоящее время коллекция насчитывает более 120 живописных работ и графики.По инициативе городского комитета культуры и организаторов проекта город получил возможность увидеть большую часть коллекции. Выставка будет работать до 15 ноября.

Читать дальше

МУЗЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В рамках проекта «Первая улица Мира», который реализует Волгоградский музей изобразительных искусств им. И. И. Машкова, состоялась публичная лекция «Социальные музейные проекты. Актуальные практики и тенденции». Кандидат исторических наук, начальник службы развития малых музеев Государственной Третьяковской галереи, эксперт Благотворительного Фонда Владимира Потанина  Татьяна Гафар обозначила основные направления в разработке актуальных музейных проектов, презентовала передовые практики в формировании современных музейных сообществ.

Читать дальше

Дачники

«Ах, не вечерняя заря…», - пела певица, вводя зрителей в настоящий транс, и входя в него сама, растворяясь в знаменитом цыганском романсе, обессмерченном великим Львом Толстым в пьесе «Живой труп», написанной в 1900 году и опубликованной посмертно. Удивительный чарующий голос, несколько (в меру) надрывная манера исполнения, движения рук и тела… - всё участвовало в создании волшебной атмосферы. Нет, это не Наталья Лыкова стояла перед зрителями творческой гостиной музейно-выставочного центра Красноармейского района Волгограда, а, кажется, сама цыганка Маша пела «Невечернюю» для Фёдора Протасова, жадно впитывающего слова и звуки романса. Всего лишь час назад порог МВЦ переступили гости творческой гостиной, обычные посетители так называемых «встреч по пятницам». И каких только тем не затрагивают эти «пятничные» вечера! На сей раз была заявлена тема дач и дачников, что, казалось бы, неудивительно для Красноармейского района, где дачником является, если не каждый первый, то уж наверняка каждый второй житель района. Подумав так, вы, ошибётесь. Речь в творческой гостиной шла о дачах и дачниках тех времён, когда дачи являлись местом отдыха, творчества, общения интеллигенции XIX – начала XXвв. Вообще-то само слово «дача» появилось в русском языке в XVII веке, тогда им обозначали «дарованную землю». Вплоть до XIX века дачи получали дворяне и привилегированные сословия для того, чтобы отдыхать на территории страны и облагораживать земли вокруг.C конца XIX века на дачи стали ездить и менее зажиточные люди. Традиция проводить лето за городом появилась из-за высоких цен на электричество в городах: жить на даче было значительно дешевле. Так поступила, к примеру, Долли, героиня романа Льва Толстого «Анна Каренина»,которая переехала с детьми в деревню, «чтоб уменьшить, сколько возможно, расходы».Особую популярность дачная жизнь получила у представителей творческих профессий: писателей, художников, композиторов и актеров. За городом устраивали концерты, спектакли, костюмированные праздники. Не случайно Константин Треплев, герой чеховской «Чайки», показывал премьеру своего спектакля именно на даче. О том, как представлена тема дачной богемной жизни в изобразительной искусстве, в литературе, о модах и модницах Серебряного века и о многом другом шел разговор вечером 20-го сентября в творческой гостиной МВЦ. Например, известны ли вам, дорогие читатели, самые культурные дачные поселки Подмосковья? Ну как же! А такие названия, как Переделкино, Жуковка, Малаховка, Николина Гора, наконец, разве ничего вам не говорят? Николина Гора – та же Рублевка, только в дачном варианте.Подмосковный поселок Николина Гора ведет свою историю с V века. Тогда на его территории был монастырь, позже – церковь и принадлежащие ей земли. В конце 1920-х годов здесь построили дачный поселок РАНИС для работников Академии наук и искусства. Такое официальное название у поселка сохранилось до сих пор. Первые дома здесь возводили из старых срубов, которые покупали в окрестных деревнях. С виду довольно простые, строения поражали великолепным внутренним убранством и выглядели как старинные дореволюционные усадьбы. Впрочем, некоторые жители поселка намеренно стремились к скромному быту. Для того чтобы перечислить всех именитых жителей поселка, не хватило бы и страницы. Назовем лишь некоторые имена. На Николиной Горе жил известный актер МХАТа Василий Качалов. Его соседями были певица Антонина Нежданова и ее муж, дирижер Большого театра Николай Голованов. Здесь же находились дачи писателей Алексея Новикова-Прибоя и Сергея Михалкова.Сейчас на Николиной Горе живет его сын — режиссер Никита Михалков. В поселке он снял один из эпизодов фильма «Утомленные солнцем». «Переделкино» - ещё одно удивительное место и отдыха, и творчества советских писателей. Назовем только несколько имен наиболее известных переделкинских дачников. Первыми обитателями писательского поселка стали Корней Чуковский, Александр Серафимович, Леонид Леонов, Исаак Бабель, Всеволод Иванов, Лев Абрамович Кассиль, Борис Леонидович Пастернак, Илья Ильф и Евгений Петров, Константин Федин. После ВОВ выстроили ещё 20 домиков – индивидуальных дач, был открыт в 1955 году Дом творчества писателей «Переделкино». В новых дачах поселились Вениамин Каверин, Николай Алексеевич Заболоцкий, Валентин Катаев, Александр Фадеев, Константин Симонов. Позднее – Виктор Боков, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Белла Ахмадулина, Римма Казакова и другие. Забавные и курьезные случаи, особые праздники знаменитых и именитых дачников, театральные постановки и концерты в Малаховке, где в 1915 году на сцене Летнего театра в спектакле «Тот, кто получает пощечину» дебютировала Фаина Георгиевна Раневская, где пел Фёдор Шаляпин…Много нового и интересного узнали в этот вечер гости творческой гостиной музейно-выставочного центра. И, безусловно, тематический «дачный» вечер о творческой интеллигенции не мог быть немузыкальным. Музыка, романсы, буквально переплеталась с информативной составляющей вечера-встречи. Прекрасные вокалисты – Наталья Лыкова, Наталья Карпова, Игорь Старостенко, Наталья Жорняк, сменяя друг друга у микрофона, меняя музыкальные инструменты (гусли, акустическая гитара), щедро дарили своё искусство зрителям. А зрители… Зрители за время творческой встречи в МВЦ, виртуально перемещаясь в дачное пространство столичной богемы, сами почувствовали почти физическое погружение в атмосферу дачного времяпрепровождения. 

 И стало нам так ясно, 

Так ясно, так ясно, 

Что на дворе ненастно, 

Как на сердце у нас. 

Что жизнь была напрасна, 

Что жизнь была прекрасна, 

Что все мы будем счастливы, 

Когда-нибудь, бог даст. 

 За круглым столом сидят участники вокального ансамбля «Кружева». На столе в плетёной корзине из ивовых прутьев – дары дачи – виноград, фрукты… Звучит песня, финальная песня вечера: удивительный, нежный, душевный романс. Расходились неохотно, говоря что-то напоследок друг другу, перебивая собеседника, торопясь высказать что-то своё, растревоженное встречей в творческой гостиной музейно-выставочного центра. 

Толь в расцвете судьбы, толь на склоне 

Что я знаю про век и про дни, 

Отвори мне калитку в былое, 

И былым мое время продли. 

Читать дальше

День, улица, художники и «Сильва»...

Да, именно так, как написано в заглавии заметки. Прохожие, спешащие по своим делам в два часа пополудни по улице 50 лет Октября, что находится в Красноармейском районе славного града Волгограда, резко тормозили у дома номер 17. Там, прямо на выставленных на тротуар стульях, сидели люди — взрослые и дети, и...слушали выходную арию героини оперетты Имре Кальмана «Сильва». Знаменитая «Хабанера» звучала вживую, то есть в исполнении вокалистки, которую представила ведущая: «Лауреат международных и всероссийских конкурсов, солистка Международной ассоциации «Мир музыки», солистка фонда «Таланты мира» Ольга Голованова». Случайных прохожих брала оторопь - не снится ли им всё это, но подавляющее большинство зрителей, сидящих и стоящих у импровизированной сцены возле входа в музейно-выставочный центр Красноармейского района, знали, что они принимают участие в торжественном открытии уникальной выставки в МВЦ - «Красноармейская палитра». Пожалуй, не счесть всех выставок и выставочных проектов, осуществленных работниками музейно-выставочного центра за 20 лет просветительско-образовательной деятельности учреждения. Выставки персональные, тематические, выездные... Так в чем уникальность открывающейся выставки «Красноармейская палитра»? Во-первых, она проходит в рамках двух юбилейных дат — 75-летия Красноармейского района Волгограда и 80-летия Волгоградского областного отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России». Во-вторых, на выставке представлены работы пятнадцати (!) художников, что уже само по себе впечатляет. А, если пояснить, что все художники-участники выставки так или иначе связаны с Красноармейским районом (родились в нём, живут и творят, имеют здесь мастерские и т.д.), то ценность этой выставки, во всяком случае, для жителей района, многократно возрастает. И, в-третьих, Волгоград, так уж сложилось за долгие годы, считает свой самый южный район города исключительно промышленным, где располагаются крупные предприятия химической, нефтеперерабатывающей промышленности и другие, дающие в городскую казну весомый вклад. А то, что этот район-труженик также богат творческими людьми — поэтами, художниками, скульпторами, мастерами декоративно-прикладного искусства, чью степень высокого мастерства подтверждают звания и награды самой высокой пробы, для жителей города - terra incognita — неизвестная земля. Теперь у жителей Волгограда и его многочисленных гостей есть прекрасная возможность познакомиться с Красноармейским районом творческим. Кто-то, возможно, откроет для себя новые имена в культурном пространстве города; кто-то удивится, что многие известные волгоградские художники теснее тесного связаны с Красноармейском. Не вызывает и тени сомнения то, что никто из посетителей выставки не уйдет разочарованным, каждый найдет свою «краску» на «Красноармейской палитре». Возможно, это будет пронзительная «военная» графика Льва Тырина, а, может, светлые, какие-то умиротворяющие, картины Тамары Шароглазовой. Чьим-то душевным струнам будет созвучна певучесть акварелей Михаила Нейфельда, а кто-то в немом восхищении замрет перед скульптурными работами Владимира Григорьева или улыбнется добрым скульптурным миниатюрам Анатолия Пахоты. Благодаря настоящему подвижнику-коллекционеру, жителю Красноармейского района Анатолию Михайловичу Иванову, у посетителей выставки «Красноармейская палитра» есть возможность увидеть полотна кавалеров ордена «Царицынская муза» Петра Зверховского и Глеба Вяткина, а также художников, увы, ушедших от нас в мир иной — Александра Горябина и Станислава Степановича Урмаева Вернемся вновь в жаркий день 5 сентября на церемонию открытия выставки «Красноармейская палитра». С чего начинается путь в безбрежный океан живописи? Чаще всего - с занятий детворы в изостудии, школе искусств или в кружке при культ. учреждении. Конечно, бывают исключения, да ещё какие! Вот, например, один из участников выставки, Глеб Михайлович Вяткин, вначале получил профессию...скрипача, окончив Пермское музыкальное училище по классу скрипки, а через одиннадцать лет (!) окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной, поняв, что его призвание — всё-таки живопись. Хотя музыка сыграла в его жизни далеко не последнюю роль, дав темы картинам художника, а ещё одарив спутницей по дороге жизни — любимой супругой Натальей, с которой познакомился в музыкальном училище. Музыка же, пусть опосредованно, по касательной, но привела-таки в Италию, где за свой полувековой труд в течение нескольких приездов художник был награжден большой золотой медалью Тициана (за фреску «Материнство», созданную в Чибиано ди Кадоре) и медалью фонда «Возрождение» за вклад в культуру Италии. Музейно-выставочный центр Красноармейского района также дает возможность ребятне развивать свои таланты, совершенствуясь в рисовании, лепке, макраме, других видах прикладного творчества, как говорится «с младых ногтей», чтобы выявить склонность и способности к тому или иному виду творчества. С работами юных художников студии «Творческий дом Натальи Грибановой» (выставка «В гости в Африку»), выставленных на мольбертах, с удовольствием знакомились участники торжественного открытия выставки «Красноармейская палитра», как профессиональные художники, так и гости мероприятия. Здесь же была и сама Наталья Николаевна Грибанова, наставница детворы и хозяйка творческого дома, которая прочла авторское стихотворение о Красноармейском районе. Нет смысла, да и у информационных сайтов тоже есть свои рамки, подробно рассказывать о самой церемонии открытия выставки. Расскажем конспективно. Пришедших на церемонию открытия выставки «Красноармейская палитра» приветствовал глава администрации Красноармейского района А.А. Конин. Всем участникам выставки были вручены благодарности главы администрации Красноармейского района Волгограда за участие в организации выставки «Красноармейска палитра», посвященной 75-летию Красноармейского района Волгограда и 80-летию ВОО ВТОО «СХР» и за предоставленные на выставку творческие работы. Председатель Волгоградского областного отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» В.А. Милованов, обратившись с приветственной речью ко всем присутствующим, вручил грамоты и благодарственные письма художникам за участие в юбилейной выставке и содействие развитию изобразительного искусства. Конечно, были выступления юбиляров — художников, участников выставки.Было разрезание красной ленточки, символизирующее открытие выставки...Был осмотр экспозиции, обмен мнениями, автографы художников... Всё было. А что осталось? Остались три выставочных зала музейно-выставочного центра с картинами, графическими, скульптурными, керамическими работами, лоскутным шитьем, вышивкой, аппликацией… Выставка «Красноармейская палитра». Что с этим делать? Надо не упустить свой шанс и прийти на выставку всей семьёй, взяв с собой детей, родителей, друзей, ведь: 

«Ведь то, что писано душой 

Храниться будет в душах вечно,

Как смерть не властна над строкой, 

Творец живет пусть бесконечно. 

Шедевры пусть свои творит, 

Чтоб мир наш стал намного ярче. 

Уж утро, он ещё не спит – 

Творит, чтоб стали мы богаче». 

 Выставка работает до 10 октября. 

Читать дальше

Красноармейская палитра

 В музейно-выставочном центре Красноармейского района открывается выставка «Красноармейская палитра», посвященная двум знаковым событиям 2019 года для Волгограда - 80-летию ВОО ВТОО «Союз художников России» и 75-летию образования Красноармейского района Волгограда.Общепринято, что самый южный район Волгограда – Красноармейский – это, прежде всего, крупный промышленный район.«Красноармейская палитра» представляет Красноармейск как многоликую весомую часть культурной составляющей нашего славного города.С 5 сентября музейно-выставочный центр открывает большую экспозицию живописи и скульптуры волгоградских художников, которые проживают в Красноармейском районе или работают в художественных мастерских уникального дома по улице 50 лет Октября. Дом №17 построен в 1971 году прошлого века и территориально расположен вблизи Севастопольской набережной и монумента – самого большого в Европе памятника В.И. Ленину, реально жившему человеку. Возможно, не все жители Красноармейска знают, но, несомненно, видели необычные надстройки на крыше. Это - мастерские художников, с чьим творчеством приглашаем познакомиться, посетив в ближайшее время выставку «Красноармейская палитра». Представленные на выставке художественные работы монументального, декоративно-прикладного искусства и живописи пятнадцати мастеров, так или иначе, связаны с самым южным районом Волгограда. Выставка «Красноармейская палитра» - это завершающий аккорд в ряде праздничных мероприятий, посвященных 80-летию ВОО ВТОО «Союз художников России» и 75-летию образования Красноармейского района Волгограда.Выставка проходит в музейно-выставочном центре Красноармейского района Волгограда с 5 сентября по 10 октября 2019 года.

Читать дальше

Ярмарка в Сарепте

Ярмарка в СарептеВ рамках празднования 430-летия города-героя Волгограда проводился городской конкурс «Живые картины» в исторической среде: сценки из жизни Царицына — Сталинграда — Волгограда». В этом необычном и увлекательном конкурсе приняли участие работники муниципального бюджетного учреждения «Центр культуры и молодежной политики Красноармейского района Волгограда».Соучредителем выступил музей-заповедник «Старая Сарепта». Местом проведения театрализованной костюмированной инсценировки времен Царицына стал двор Церковной площади поселка Старой Сарепты. В основу самого действа легли события из жизни Сарепты ХIХ века. «Во дворе торговой лавки Гольбаха устроена ярмарка, на которую съехались жители всех окрестных поселений. Организованы народные гуляния с играми, песнями. Вокруг — антураж XVIII-XIX вв. (обоз, праздничное ярмарочное оформление), торговые лавки, представлен различный товар», - значилось в описании данной инсценировки в перечне мероприятий, посвященных празднованию Дня города. И, подобно приему, часто используемому кинематографистами, представьте эти строки ожившими. Броская ярко-желтая вывеска на воротах зазывает народ на ярмарку. Нарядные горожане столпились перед воротами. Настроение явно приподнятое. В пестрой толпе перед воротами, отделяющими горожан от входа на ярмарочную площадь, были замечены члены жюри конкурса, а также первые лица администрации Красноармейского района во главе с Антоном Андреевичем Кониным, главой администрации. Нарастает нетерпение горожан, и…ворота раскрываются. С величальною песней дорогих гостей встречает хлебом-солью прекрасный вокальный коллектив – народный ансамбль «Волжаночка». Ах, как хороша песня, как пышен каравай, который с поклоном подает гостям праздника Людмила Трофимова - руководитель коллектива, который вот уже более тридцати лет является, по сути, хранителем песенных традиций. Вкусив хлебосольства, проходят гости ярмарки на её торговую площадь и… Как на самой всамделишной ярмарке глаза разбегаются. Товары, выставленные в торговых лавках, как в сказке Льюиса Кэрролла об Алисе, просят: «Съешь меня! Купи меня!» Дивный виноград, полосатики-арбузы, мёд и знаменитые сарептские пряники, украшения и дивные поделки из металлической проволоки; миниатюры кисти настоящих художников…Чего только нет на этой богатой дарами ярмарке! Есть здесь и мастеровые люди, что могут прямо при вас выполнить столярную работу, или написать ваш портрет. И стоит у мольберта в свободной блузе художник, которого абсолютно не беспокоит ярмарочный шум – он творит и пусть весь мир подождет. Ведь рядом сидит модель, его модель – прекрасная юная горожанка, чьи черты он переносит на холст. Вокруг собирается толпа зевак, подходят члены конкурсной комиссии, но он, художник, погруженный в творчество, не видит и не замечает никого. Браво, Григорий Алексеевич Понятов, педагог этно-культурного центра «Судоверфь» МБУ «ЦК и МП». Также достойны похвалы и грузчик - подносчик мешков с арбузами, совершенно индифферентный малый (Алексей Сапунков), разбитной мужичок себе на уме, лентяй-философ, сидящий на телеге (Леонид Новохацкий). А как отчитывала его, лентяя и лежебоку, коробейник (или все-таки коробейница?) в блестящем исполнении Наталии Лактионовой! Бесподобен серьезный дворник: «У меня не забалуешь!» в зеленом нарядном фартуке и, естественно, неразлучный с метлой (Виктор Петрович Санин). Нет, нет абсолютно никакой возможности рассказать о каждом персонаже, о каждом ярмарочном уголке и лотке. Но и сейчас стоит перед глазами эта картина подлинно ярмарочного гуляния. Только вообразите: по всему ярмарочному пространству гуляют жители поселка Старая Сарепта, причем многие из них одеты в костюмы образца XVIII-XIX вв.; разглядывают товар, выбирают, покупают, спорят, торгуются. Играют дети (городки, бег в мешках, ленточная карусель), разыгрывают сценки артисты ярмарочного кукольного театра. Работают ремесленные мастерские. Знакомые приветствуют друг друга. На нескольких площадках одновременно выступают артисты. И звучат русские, татарские мелодии, казачьи песни («Волжаночка», «Чишмя», «Майдан»). В калмыцкой юрте (кибитке), где стоит огромный казан, где есть, как и положено, место для моления, гостям предлагают сыграть в…альчики – есть такая игра в кости у южных народов. По секрету скажем, что и глава районной администрации А.А. Конин, и депутат городской Думы Г. Ю. Кузнецов не смогли удержаться от соблазна кинуть кости. Роскошное платье с кринолином и камзол на манекенах. Дама в элегантном черном наряде и шляпе «а-ля мушкетер» с лихо закрученным с одной стороны шляпным полем, за швейной машинкой в окружении живых моделей – салон парижской модистки (Елена Иванова, руководитель Школы моды «ВолгограДочка» МБУ «Центр культуры и молодежной политики Красноармейского района Волгограда» и её воспитанницы). В ярмарочной толпе выделяются цыганка-гадалка, обещающая рассказать за позолоченную ручку, как на духу, всю правду, и прекрасная цветочница: «Купите цветочки для жены и дочки!», - удачная работа Виктории Малых. Время от времени через толпу, буквально разрезая её, проносится мальчишка-газетчик, предлагая купить за пятачок свежий номер газеты, естественно той исторической поры. Дети, взрослые, персонажи исторической реконструкции и наши с вами современники – всё смешалось в одном действии, имя которому – «Ярмарка в Сарепте». Не знаю, как там решат члены уважаемого жюри городского конкурса: достойны ли призового места конкурсанты из Красноармейского района, но всем нам, кто попал на ярмарку в качестве зрителя или участника театрализации, было там очень уютно, комфортно, сказочно. 

Читать дальше

К 75-летию Красноармейского района

 Около пяти месяцев работает в ретро зале МВЦ выставка «Красноармейск в лицах». Трудно, вернее, просто невозможно подсчитать число посетителей музейно-выставочного центра, которые за это время познакомились с её экспозицией. Это и взрослые посетители, группы экскурсантов от районного Совета ветеранов, с ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка», общественных и творческих объединений, посетителей мероприятий МВЦ и т.д.А уж что до детворы, то их только за два летних месяца перебывало у нас более полутора тысяч. И это замечательно, что мы, сотрудники МВЦ, смогли рассказать им, юным экскурсантам, о том времени, когда… газировка за три копейки, а без сиропа и вовсе – 1 копейка, трамвай за три, троллейбус – 5… И стоит очередь к кассам кинотеатра «Юбилейный» - гордости района. 21 марта 2019 года Красноармейскому району города-героя Волгограда исполнилось 75 лет. К этой дате было приурочено множество мероприятий, встреч, событий. Конечно, и наше учреждение не стояло в стороне и своими, особыми способами, вспоминали 75 лет становления Красноармейска. Это - творческие встречи, тематические вечера и, прежде всего, выставки. Выставка, которую закрывали 16 августа, также посвящена юбилейной дате района – его 75-летию. На этом мероприятии присутствовали главные герои, судьбы которых тесно связаны с развитием и строительством нашего района, воспитанием молодого поколения красноармейцев. Насколько важен труд учителя, насколько он ответственен, говорит такой маленький штрих, что в нашей экспозиционной коллекции лучшие люди района были представлены сразу тремя учителями – заведующая производственной практикой ГБПОУ «Волгоградский индустриальный техникум» ЗориковаТатьяна Александровна, председатель Совета старейшин Красноармейского Совета ветеранов Лидия Евтихиевна Лапко и Заслуженный учитель школы РСФСР Лидия Михайловна Черноиванова. С появлением Волго-Донского канала в самом южном районе тогда еще Сталинграда началось интенсивное строительство флагманов советской промышленности (нефтеперерабатывающего и канатного заводов, завода технического углерода, химкомбината Каустик и т.д). Славную плеяду строителей представляла Меркулова Нина Петровна - Почетный житель Красноармейского района, Заслуженный строитель РСФСР, ветеран треста «Волгоградтяжстрой». Слова благодарности и признательности за вклад в развитие района заслуженным жителям Красноармейска сказали заместитель главы Администрации Максим Владимирович Черноморец и ведущий специалист Бринцева Галина Александровна, а сотрудники музейно-выставочного центра провели встречу в теплой и творческой обстановке. И помогли им в этом члены Клуба Творческого Общения «Старая Сарепта» поэты Лидия Семёнова и Александр Кучурук, музыканты Владимир Сороколетов и Владимир Прасолов. Выставка «Красноармейск в лицах» завершена, но выставочный проект к 75-летию района продолжается. С 5 сентября музейно-выставочный центр открывает большую экспозицию живописи и скульптуры волгоградских художников, которые проживают в нашем районе или работают в художественных мастерских уникального дома по улице 50 лет Октября. Дом был построен в 70-х годах прошлого века близко к набережной и уникальному монументу (самому высокому памятнику, жившему на земле человеку). Возможно, не все жители Красноармейска знают, но уверены, все видели необычные надстройки на крыше дома 17 по улице 50 лет Октября, что это мастерские наших художников. Приглашаем познакомиться с их творчество в ближайшее время.

Читать дальше
Загрузить еще