Назад к списку

«Юрка»

Перед началом премьерного показа спектакля «Юрка» волгоградского театра юного зрителя волновались все. Ветераны Красноармейского района Волгограда, волновались едва ли не больше, чем режиссёр-постановщик спектакля Заслуженный артист РФ Альберт Авходеев, в основу которого положены подлинные воспоминания сталинградских детей и не так давно ушедшего от нас волгоградского художника Льва Тырина, чьи картины — документальное и художественное свидетельство о трагических событиях дней Сталинградской битвы, судьбах маленьких сталинградцев, переживших немыслимые испытания. Волновались не меньше, чем российский драматург Малика Икрамова, написавшая по просьбе театра пьесу, что легла в основу спектакля. Не меньше, чем все артисты, занятые в постановке, ведь мы – красноармейцы, жившие рядом со Львом Сергеевичем Тыриным, знавшие его, общавшиеся с ним лично. Мы ждали и хотели этой встречи, но переживали, какой она будет. Сразу скажу, что волнения были напрасны. 


Едва мы переступили порог театра, как попали в фантастическую атмосферу добра и душевной теплоты, созданную техническими работниками театра, радушно встречавшими нас и препровождавшими в фойе перед малой сценой, где под звуки вечно прекрасной музыки, что дарил зрителям струнный квартет, мы знакомились с выставкой фотокорреспондента ТАСС Степана Курунина, на которой представлены редкие фотографии Сталинграда довоенной и военной поры, периода послевоенного восстановления города. Пройдя через сердце, выставка не оставила никого из нас равнодушным. Потом была совершенно неожиданная встреча-знакомство с Вами, Альберт Анверович, вышедшим в фойе лично поприветствовать красноармейцев, и познакомить с внуком замечательного фотографа — тоже Степаном Куруниным. Тот, в свою очередь, с фотопортретом деда в руках, заметно волнуясь, поделился со зрителями своими семейными воспоминаниями, впечатлениями от выставки. Но всё это было прелюдией к главному действу, к тому, чего мы ждали, ради чего приехали утром 3 февраля в любимый с детства, а сейчас, увы, почти не посещаемый нами, людьми старшего возраста, театр – Театр юного зрителя. Хотя до сей поры я помню тот, мой самый первый поход в него вместе с мамой на спектакль «Эй, ты, здравствуй!»… Было это в ту самую пору моего возраста, которому адресованы пьеса и спектакль. Потому и помню то впечатление, которое можно описать одним словом – потрясение. Второй раз нечто подобное, многократно увеличенное, граничащее с катарсисом, я испытала 3 февраля на премьере спектакля «Юрка. Картины моего детства». Вначале шло некое внутреннее сравнение-сопоставление того, что знаешь, с тем, что видишь. Вот они, юные друзья – герои спектакля – Юрка и Витька (Да, отмечаю где-то в уме - не Лёвка, а Витька. Понятно, объясняю самой себе – образ ведь собирательный. Также соглашаюсь с авторским решением увеличить вдвое возраст Витьки. Ведь Лёвке было всего 5, а не 10, как герою спектакля). А вот Витька показывает свой дом и я согласно киваю, потому что в этом доме под номером 53 по улице Козловской действительно жил с родителями до войны Лёвка Тырин. Но вскоре это сравнение прекращается, поскольку нет двух мальчиков – реального Лёвки и театрального Витьки, а есть один юный сталинградец, один из тех, кого позже причислят к детям военного Сталинграда. И я начинаю жить ТОЙ жизнью, ТЕМИ событиями 80-летней давности, которые полностью поглощают мысли и чувства, вызывая сильнейшие эмоции и переживания. Вот только что друзья радовались первому полёту голубя Арно, как вдруг… Вдруг начинается ад! Потому что вместо белого голубя всё небо застилают крылья чёрных железных птиц, несущих смерть. Вой бомб, разрывы, рушатся дома буквально у нас на глазах, кусками падая под ноги. Крохотная девчушка, распластавшаяся на земле, спасаясь от смерти. Рассказ мамы Витька про девочку, разорванную на кусочки, что собирала её обезумевшая от горя мать. Шок! Спазм и неизбежные слёзы, которые невозможно удержать, да и стоит ли! История про то, как Витька с Юркой, избежав смерти от бесчеловечного забора крови у детишек для раненых вражеских вояк, выбравшись из страшного оврага, куда сбрасывали обескровленные детские тела, добираются до дома… Этот рассказ нам, работникам музейно-выставочного центра Красноармейского района очень хорошо знаком, поскольку мы слышали его из первых уст самого Льва Сергеевича Тырина, и многократно пересказывали эту историю экскурсантам и в МВЦ, и на выездных экскурсиях в школах и летних лагерях отдыха. Но в театральном зале мы впервые наблюдали эту картину воочию – пластом лежащий совершенно обессилевший и обезноживший Витёк и двенадцатилетний Юрка, волоком тянущий по снегу, по стылой земле своего друга. И дотащил-таки до землянки, где родные мама и бабушка уже не чаяли увидеть своего Лёвку-Витьку живым. Так наверняка и было бы…, если б не Юрка. После этого долгого, нереально трудного пути домой, отморозив ноги в осенних детских ботиночках, Лев Сергеевич Тырин стал инвалидом. Все, навещавшие его, знали, как нелегко давался ему каждый шаг даже по комнате, не говоря уж об улице, куда в последние годы жизни художнику практически не удавалось выйти. Об этом же грустно поведал зрителям сам Витька, только уже взрослый, по сути дедушка. Артист Борис Кудрявцев – это просто чудо, уважаемый режиссёр. Он не играет, он живёт на сцене. В нужный момент спокойным голосом, совершенно без эмоций, говорит о том, о чём без слез не скажешь. Без передышек весь спектакль на сцене — это круто! Потрясают моменты, когда он начинает взаимодействовать с тем мальчишкой, которым был 80 лет назад. Когда в продуваемой всеми ветрами степи достаёт из-под снега колосок и протягивает его самому себе, голодному и замерзающему. Фрицы на ходулях. А как ещё представить детский ужас? Вы, Альберт Анверович, решили сделать их огромными, нечеловеческих размеров, как то зло, которое они несли. Наверное, именно так они и выглядят в детских, а потом и в недетских кошмарах. Короче, до мурашек. Мальчишки (Игорь Гришалевич - Юрка и Альберт Шайдуллов - Витька) отыграли свои роли отлично. Самые яркие сцены - на элеваторе, и, конечно, в пургу, когда Юрка не бросил друга. А ещё, когда они поделились друг с другом болью про своих отцов. Слово «делились», кстати, очень им подходит. Такими внимательными друг к другу могут быть только настоящие друзья. И не важно, знают ли они фамилии друг друга или нет. После того, что пережили вместе, это совсем не важно.  И опять вернусь к старику. Было ощущение, что в его жизни уже непонятно, где реальность, а где воспоминания, которые становятся все чётче и эмоциональнее. Поэтому они и предстают перед ним такими яркими картинами. А в реальной жизни 8 сентября 2022 года в больничной палате 84-летний старик отвернулся к стене, не желая ни с кем общаться, и тихо ушёл от нас. Ушёл большой художник и настоящий патриот своей малой родины – Сталинграда и Родины большой – России Лев Сергеевич Тырин. Всю свою долгую и трудную жизнь он бил в набат, желая творчеством – картинами, рассказами достучаться до каждого из нас, дабы на земле больше никогда не повторилось то, что пришлось пережить ему, Лёвке, его другу Юрке, тем, о ком написаны строки: За окошком февраль…. И метель как тогда…В том далеком военном году сорок третьем.И нависшая тучей над страною беда…А вы - дети совсем…Сталинградские дети…Мать вас прячет в землянке. Сыро там и темно.Молча, жметесь друг к другу, чтоб немного согреться.Очень хочется пить. И не ели давно.Так запомнилось вам, то военное детство. Среди красноармейцев, зрителей спектакля, как Вы знаете, уважаемый режиссёр, были одноклассницы Льва Тырина – Евгения Сагаллаева и Римма Второва, были мы, сотрудники музейно-выставочного центра, знающие не понаслышке Льва Сергеевича, организаторы выставок его картин и популяризаторы его творчества; на спектакле побывали также активисты Совета ветеранов войны, труда и правоохранительных органов Красноармейского района Волгограда. И от имени всех нас разрешите выразить огромную благодарность Вам, Альберт Анверович, режиссёру-постановщику спектакля, автору пьесы Малике Саидхакимовне, актёрам, всем, причастным к созданию и постановке спектакля «Юрка. Картины моего детства» за ПРАВДУ, за сохранение исторической памяти. За то, что благодаря этому спектаклю будет продолжаться дело, которому посвятил свою жизнь сталинградский мальчишка, художник, гражданин Лев Сергеевич Тырин. Он так мечтал дожить до 80-летия Сталинградской Победы. Ему не хватило пяти месяцев…Наверное, его позвал к себе Юрка. Теперь они снова вместе.Елена