Согласитесь, находясь в новом месте, будь то новый город или страна, всегда хочется узнать что-то интересное, познавательное о нем, посетить самые необычные места, увидеть все достопримечательности. За короткое время хочется объять необъятное.
Есть три категории путешественников или туристов (называйте, как больше нравится):- те, кто любит осматривать новые места в составе организованных экскурсий, когда их всюду водят, показывают и рассказывают профессиональные гиды;- те, кто пользуется аудиогидами от музеев и исследует все самостоятельно, без экскурсий, заранее изучив всю необходимую информацию в интернете; - и, наконец, те, кто и так всё знает, не пользуется услугами ни экскурсоводов, ни аудиогидов. Такие путешественники просто гуляют и созерцают красивые виды вокруг. И это их право.
В заголовке статьи стоит не вполне понятное название - «очно-заочная экскурсия». Как это может быть? Да очень просто. В музее, прибегая к услугам аудиогида, вы очно (глазами, ногами, то есть физически) находитесь в числе реальных экскурсантов, но при этом гид у вас самый что ни на есть «заочный». Ведь аудиогид — фонограмма, используемая для самостоятельного знакомства с экспозицией музея, выставки, местностью, и устройство для её воспроизведения.Чаще всего такие аудиогиды встречаются в крупных музеях, так как требуют от музея существенных затрат на закупку и обслуживание оборудования. Аудиогиды, как один из сервисов для посетителей, предоставляются за отдельную плату.
В России аудиогиды (аудио экскурсии) на базе специальных устройств можно встретить в таких музеях как: Государственный Эрмитаж, Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и др.
Теперь представьте зеркальную ситуацию. Гид - вполне реальный живой человек, а не фонограмма в наушниках. А вот предмет экскурсии находится за много километров от гида с экскурсантами. Но есть фотографии, есть видеозаписи, которые иллюстрируют рассказ экскурсовода. Вот именно такой вариант экскурсии и назван автором этой заметки «очно-заочной».
Совершить подобную экскурсию предложили гостям творческой гостиной музейно-выставочного центра в минувшую пятницу 27-го августа. И желающие нашлись. Они, приветствуя друг друга, собирались в предвкушении необычной экскурсии в зрительном зале МВЦ, он же – зал изобразительного искусства, где в настоящий момент, как и в соседнем зале, декоративно-прикладного искусства, экспонируется выставка четырёх волгоградских художников «Край наш родной». Так что у зрителей была возможность перед началом мероприятия осмотреть экспозицию.
Наконец, после вступительных слов ведущей-гида, совершается ввод в тему необычной экскурсии…песней «В краю магнолий». Да, так и было, причём, песню радостно подхватили все присутствующие. Во-первых, потому что она знакома, и любима многими. А, во-вторых, песня была своеобразным введением в тему экскурсии, таким мостиком, перекинутым из Волгограда в Крым, в город Евпаторию, где волгоградские заочники-экскурсанты следовали за своим гидом, которая провела их всего лишь по одной городской улице – улице Революции.
Есть в Волгограде улица, известная каждому горожанину, хотя на карте города её не найдёшь. Конечно, многие уже догадались, что речь идёт о 2-й Продольной – одной из длиннейших улиц России. Улица не имеет официального статуса — в разных районах города её участки носят различное название. Пожалуй, только волгоградская улица 2-я Продольная может как-то перекликаться с той улицей, по которой виртуально гуляли экскурсанты в Евпатории. Нет, не по длине. Где улице курортного городка, чья протяжённость составляет всего каких-то 0,8 километров соперничать с пятидесятикилометровой улицей города-миллионника! Нет, речь о смысловом, историческом, информационном наполнении этих улиц. О том, сколько сведений об истории, культуре, достопримечательностях города может дать каждая из них. И как бы тут не коротенькая евпаторийская улица Революции утёрла нос волгоградской Продольной.
За час виртуальной экскурсии посетители творческой гостиной МВЦ узнали множество интереснейших фактов об истории Евпатории, её архитектуре, культовых сооружениях, знаменитых евпаторийцах и гостях курорта-здравницы. К числу последних стоит отнести российского императора Николая II со всем семейством, посетившими город 16 мая 1916 года. В здании кафе «БО РИВАЖЪ» («Красивый берег») городским головой С.Э. Дуваном императорскому семейству и свите…был предложен чай от имени города». Узнали экскурсанты-заочники и о том, что связывает Евпаторию с Владимиром Маяковским, с Лесей Украинкой, с поэтом Средневековья Ашиком Омером.
Нет, неблагодарное это дело пересказывать мероприятие, которое из разряда тех, где лучше один раз увидеть. Тем более, что очно-заочная экскурсия, включившая в себя также видеосюжеты выступлений евпаторийских уличных музыкантов, прерывалась на выступления вполне реальных волгоградских артистов – участников зажигательного танцевального коллектива «Акварельные фламенки».
Завершила экскурсию по приморской улице, конечно же, песня про море. Та, которую знает подавляющее число наших читателей, как знали все гости встречи в пятницу – знаменитые «Каникулы любви», более известное название - «У моря, у синего моря…». Напоследок цитата из стихотворения Владимира Маяковского «Евпатория»:
«Очень жаль мне тех,
которые не бывали в Евпатории».