Назад к списку

«Только раз бывает в жизни встреча…»

   До 22 февраля 2019 года я была уверена, что в мире есть только один романс, посвященный… тёще. Причем, вряд ли найдётся человек, которому незнаком этот «нестандартный» романс, строка из которого дала название статье. Этот популярный романс занимает в коллекции русского романса (свыше 17 000 записей) первое место по количеству исполнителей – около 130-ти. Создали его в 1924 году два знаменитых автора: Павел Давидович Герман – слова и Борис Иванович Фомин – музыка. Борис Фомин часто бывал в доме крупного юриста – Сергея Небольсина. Жена Сергея,Мария Фёдоровна была в свое время цыганской плясуньей и певицей из рода Масальских. К 16 годам благодаря своей красоте она стала выдвигаться в примадонны, в афишах ее имя шло отдельной строкой. Примерно в это же время ее присмотрел молодой юрист Сергей Небольсин и выкупил из хора. Она чудесно пела и играла на гитаре. И могла рассказать много интересного о кумирах старой русской эстрады. Борис слушал ее с восхищением. У Небольсиных росло пять сыновей, с которыми Борис дружил. Но больше всего Фомина интересовала в этом доме их единственная дочка – красавица Маня. Чем серьезнее и драматичнее складывались его отношения с Маней, тем ближе становился ему жанр русского старинного романса. Вот в пору жениховства Фомин и сочинил самый знаменитый свой романс, который принес ему настоящую мировую славу. Он назывался «Только раз».Как-то он засиделся допоздна у Небольсиных. Пела Маня, пела Мария Федоровна. Домой пришлось возвращаться далеко за полночь. Переполненный эмоциями и впечатлениями, Фомин шел по ночной Москве и вдруг услышал в своей душе неведомую мелодию, которая как бы вобрала в себя все его чувства.Дома Борис лег спать, но незнакомая мелодия, обрастая какими-то словами и фразами, разбудила его. Борис зажег свет и сел за рояль. И только набросав мелодию на бумаге, он смог заснуть. Рано утром Фомин побежал к своему новому знакомому, поэту Павлу Герману... Впервые романс прозвучал в саду «Эрмитаж». Изабелле Юрьевой аккомпанировал Дмитрий Покрасс. Успех превзошел все ожидания. Гром аплодисментов заставил Фомина выйти на эстраду. Так началась, по словам Изабеллы Даниловны, настоящая слава, которая быстро вышла за пределы России, и которой мог бы позавидовать каждый. Сдавая рукопись в печать, Фомин с благодарностью посвятил романс… нет, не Изабелле Юрьевой, а своей будущей теще и непосредственной вдохновительнице Марии Федоровне Небольсиной-Масальской. Я наивно полагала, что такие, воистину сказочные сюжеты, возможно, и бывают где-то, но никак не в нашей жизни. 22-го февраля на очередной встрече в творческой гостиной музейно-выставочного центра Красноармейского района я услышала: «Я с утра побреюсь и надену галстук…У меня сегодня настоящий праздник – в этот день мамуля увидала свет». При этом мамуля, вернее, тёща автора и исполнителя, собственной персоной сидела в первом ряду и записывала музыкальное посвящение зятя на гаджет. Песня была такой искренней и была исполнена настолько проникновенно, что не оставила никого равнодушным: последние переливы дуэта флейты и гитары, песенного сопровождения, буквально утонули в аплодисментах зрителей. Зрители в этот вечер были не просто чуткими внимательными слушателями, они были на одной волне с автором и исполнителем собственных песен, солидарны с ним, благодарны за задетые струны души. А он, Владимир Сороколетов, словно раскрыв какую-то шкатулку с песенными самоцветами, доставал их один за другим и щедро раздаривал слушателям. Песню о Волгограде сменяли песни о друзьях, о любви, о новоиспеченном пенсионере. То над рядами зрителей плыл колокольный звон, то сыпал «снег белый-белый», его сменял «солнца луч лёгок и певуч», то вдруг наступала «самая длинная ночь»… Владимир плыл как рыба в воде по волнам бардовской песни, увлекая за собой гостей творческой встречи в гармонию музыки, слов, смысла, красоты. Ему помогали супруга Татьяна и сын Иван, а вместе – семейный ансамбль «СоУс».Авторская песня, или бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине двадцатого века в разных странах. Его отличительными особенностями являются совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой. В полном соответствии с этим объяснением, взятым из всеобъемлющего и всемогущего интернета, вечером 22-го февраля над чарующими мелодиями флейты Ивана, ритмикой синтезатора Татьяны и гитарными аккордами Владимира главенствовал глубокий смысл песен, вложенный в них автором. Смысл, понятный и безоговорочно принятый зрителями. Прозвучала последняя песня, вручены грамоты, сказаны слова благодарности, сделана общая фотография на память… А расходиться никому не хочется. Вот она – удивительная магия авторской песни. Хочется говорить, соглашаться, спорить, общаться. Хочется продолжения. И оно непременно будет! Будут ещё встречи, будут концерты, только уже другие. Ведь: «Только раз бывает в жизни встреча…».