Назад к списку

Ни одного узелка

 Расположенные в центре экспозиции на фронтальной стене зала декоративно-прикладного искусства музейно-выставочного центра, они сразу бросаются в глаза своими яркими красками и, конечно, техникой исполнения. Слева и справа от них – картины замечательных мастеров ДПИ Григория Понятова, Татьяны Мочалиной, Анастасии Ижаковской, но работы Лидии Александровой – это особая статья творчества. Творчества в технике «пэчворк» или, более привычное для уха наименование – «лоскутное шитье». Лоскутное шитьё, лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика (также пэчворк, от англ. patchwork — «изделие из лоскутов») — вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани. Таким искусством в совершенстве владели наши прабабушки и бабушки предшествующих поколений. В те давние времена, когда материя была дорогой, и в прямом, и в переносном смысле, каждый клочок ткани ценился и сберегался рачительными хозяйками как можно дольше для использования. Когда вещь – одежда, постельное бельё, приходили в полную непригодность для использования по прямому назначению, их разрезали на кусочки, из которых и создавали то самое лоскутное шитьё – половички, коврики, покрывала, лоскутные одеяла и так дальше.Сегодня же лоскутное шитьё — это желание создавать красоту, а главное наслаждаться этим поистине волшебным действием. Декоративные панно, прихватки для кухни, салфетки, стёганые покрывала, стилизованные лоскутные одеяла и подушки, а также модная одежда для детей и взрослых — радуют наш взор и прославляют золотые руки мастеров, их изготовивших. Одна из них – участница выставки «И образы прекрасные Вселенной…» - Лидия Владимировна Александрова. Как пришла она к занятию, что стало не просто хобби, а одной из главных составляющих её жизни? Вот что говорит об этом сама Лидия Владимировна:«С детства я любила рукодельничать. В 11 лет я самостоятельно научилась вязать, вышивать; в 13 лет сшила своё первое платье, и с удовольствием занималась всем этим много лет. Но в 2001 году открыла для себя «пэчворк», то есть шитьё из лоскутков тканей, и всё остальное отошло на второй план. Конечно, очень пригодились навыки шитья и вышивания. А в 2002 году попался на глаза журнал с объявленным творческим конкурсом в Москве…» Что было дальше? Лидию Владимировну, человека скромного, чья профессия была весьма далека от творчества, сослуживцы буквально уговорили послать на конкурс хотя бы одну из лоскутных работ-мозаик. К великому удивлению Александровой, её работа была не просто одобрена профессионалами, членами жюри конкурса, а заслужила похвалу и была удостоена 4-го места. С тех пор, а это, нетрудно подсчитать – уже восемнадцатый год Лидия Владимировна почти ежегодно принимает участие в выставках и конкурсах самого высокого уровня, получая заслуженные награды. Одна из самых любимых работ Мастера – панно «Танец журавлей», которое Александрова создала в 2007 году, и которое на конкурсе «Евроквилт -2009» во Франции получило 2-е место. «Журавли» потом объездили-облетели много стран мира. Лидии Владимировне известны многие тайны и техники лоскутного шитья и рукоделия. Ей подвластны такие виды рукоделия, как аппликация (конечно, лоскутная), стёжка, вышивка, синель, шитье по основе. Она владеет в совершенстветакими техникамипэчворка, как «отражение», «калейдоскоп», «Шадоу-бути», «пицца»… Выйдя на пенсию, Мастер получила возможность больше времени отдавать любимому занятию – творчеству. Муж её понимает и поддерживает. Как-то на выставке Александровой в МВЦ в экспозиции был представлен мужской жилет, чья лицевая сторона (грудь) была выполнена из лоскутков, подобранных так искусно, с таким вкусом и, не побоимся сказать, изяществом, что, безусловно, в таком жилете любой мужчина будет смотреться королём праздника. Кстати, о королях. Помните начало кинофильма «Посол Советского Союза»? Фильм совсем недавно повторяли по телевизору в связи с 95-летним (!) юбилеем артистки-вахтанговки Юлии Константиновны Борисовой.В основу фильма легла биографическая повесть первой в мировой истории женщины - посла Александры Михайловны Коллонтай. До назначения послом Коллонтай А.М., эту почётную миссию исполняли исключительно мужчины, притом женатые. В фильме роль посла Советского Союза Кольцовой Елены Николаевны, исполняет прекрасная актриса Юлия Борисова. И вот по сюжету фильма новый посол СССР вручает верительные грамоты королю Швеции, который удивлен, что столь ответственную миссию доверили женщине. Идёт такой диалог. 

Король: Тем более оригинально, что Москва поручила её даме! Не будет ли этот труд слишком обременительным для вас, госпожа Кольцова?! Ведь до сих пор считалось, что дипломатия не может быть уделом женщин! 

Посол: Но не так часто можно встретить и короля, который умеет вышивать. Мне известно, что в свободное время Вы любите вышивать гладью. А ведь искусство вышивания всегда считалось недосягаемым для мужчины. 

Король: Вы видели мои вышивки? 

Посол: Да, Ваше Величество, в национальном музее. Это феноменально! На обратной стороне вашей вышивки мне не удалось обнаружить ни одного узелка. 

Король: У каждого свой секрет, мадам. Кажется, Макиавелли сказал, что искусство дипломатии очень похоже на искусство вышивания.

 Посол: В таком случае, Ваше Величество, я постараюсь, чтобы на обратной стороне моих вышивок Вы не обнаружили ни одного узелка.

 Оставим дипломатию дипломатам. А, что до обратной стороны вышивок и лоскутного шитья Лидии Александровой, то там вы не только не найдёте узелков, но будете поражены тем, что обратная сторона её работ мало чем отличается от лицевой, может, только интенсивностью цвета лоскутков, всё же не лицевая. А рисунок, тщание, с которым выполнено изделие, всё это имеет место быть. В прошлом году Лидия Александрова приняла участие в Международном Конкурсе QuiltFest 2019 (Квилт-фест -2019) «Огни большого города», специально для которого выполнила работу в технике «квилт» «Не кочегары мы, не плотники». Поясним, что квилт (квилтинг) –это стёганое полотно, стёганая ткань – прошитыенасквозь два куска ткани, между которыми находится слой ватина, ваты или другого нетканого материала.Яркая радостная, оптимистичная работа вполне созвучна песне, откуда взята строка для названия квилта Александровой. И сама Лидия Владимировна очень светлый человек, неунывающий, не пасующий перед трудностями, что порой ставит судьба. Может, ей помогает в этом творчество? Наверняка.