Назад к списку

«Пушкин - наше все!»

 Закутавшись в медвежью шубу, Александр Сергеевич сидел на снегу и отрешенно взирал на приготовления. Что было в его душе, одному богу известно. Временами он обнаруживал нетерпение, обращаясь к своему секунданту: «Все ли, наконец, кончено?» Его соперник поручик Дантес, высокий, атлетически сложенный мужчина, прекрасный стрелок, был внешне спокоен. Психологическое состояние противников было разным: Пушкин нервничал, торопился со всем скорее покончить, Дантес был более собран и хладнокровен. Шел 5-й час вечера…Дуэль на пистолетах между камер-юнкером Пушкиным и поручиком бароном Георгом Де-Геккереном (Дантесом) состоялась 27 января (8 февраля) 1837 года на окраине Санкт-Петербурга, в районе Чёрной речки близ Комендантской дачи, в результате которой Пушкин был смертельно ранен. Ровно через 182 года,в 21-м веке, 8 февраля 2019 г. жителей Красноармейского района собрал в творческой гостиной музейно-выставочного центра тематический вечер-встреча «Пушкин – наше всё!» Уверена на все сто, что фраза, вынесенная в заголовок статьи, известна всем и каждому, а вот кто её произнёс первым и почему… Тут, думаю, с процентами будет не так густо. Да, и почему это вообще сказано! Кто такой Пушкин? Поэт, пусть не заурядный, а великий, но как это он – и наше всё?! Не очень-то укладывается в голове. Для того чтобы согласиться с автором крылатой фразы о значении А.С. Пушкина в жизни каждого из нас в отдельности, и России в целом, или опровергнуть это утверждение и собрались в минувшую пятницу 8 февраля в музейно-выставочном центре Красноармейского района жители района. И, безусловно, для того, чтобы почтить память того, о ком польский поэт Адам Мицкевичнаписал во французском журнале LeGlobe: «Пуля, поразившая Пушкина, нанесла интеллектуальной России ужасный удар. Ни одной стране не дано дважды рождать человека со столь выдающимися и столь разнообразными способностями». Мысль о том, что «Пушкин — наше всё», была высказана в 1859 году Аполлоном Григорьевым и до сих пор остается до конца не распознанной. Аполлон Григорьев, русский писатель и оригинальный мыслитель, считал, что поэты — «глашатаи великих истин и великих тайн жизни», и видел в Пушкине воплощение всего самобытного, особенного, что есть в русском народе, что отличает его сознание и даже образ жизни от представителей других миров. Вы, может быть, не очень знакомы с поэтическим наследием Аполлона Григорьева? Полно вам, а такие романсы, как «Цыганская венгерка» («Две гитары, зазвенев, жалобно заныли…»), или «О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная...» Знакомы? Автор слов – Аполлон Григорьев. И был вечер в творческой гостиной МВЦ, был живой горячий разговор о Поэте, о его жизни и творчестве, о его друзьях и современниках и…о нас, потомках Александра Сергеевича. Как древние греки узнавали себя в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, немцы - в сочинениях Иоганна Вольфганга Гёте, французы - у Виктора Гюго, так русский человек находит себя в пушкинских героях, нередко в идеальном облике. У деревенского мальчишки или студента, профессора истории или философии, лингвиста, писателя — у каждого свой Пушкин: кому-то интересны его сказки, кто-то наслаждается его лирикой или ясностью мысли, высказанной в прозе. Но одновременно он и один на всех. Почему? В течение нескольких десятилетий после смерти Пушкина в 1837 году критики утверждали, что пушкинское творчество - значимая, но перевернутая страница истории, а Аполлон Григорьев, напротив, призывал присмотреться к Пушкину как к выразителю народной души. Мог ли предвидеть Аполлон Григорьев, что в начале XX века перед лицом неминуемой гибели, краха старого мира поэты условятся перекликаться («аукаться») именем Пушкина «в надвигающемся мраке», чтобы найти «своих»?Что в лютые блокадные дни 1942 года в Ленинграде у дома на Мойке 12, сойдутся несколько человек, чтобы 10 февраля отметить годовщину смерти Пушкина, и что единственно произнесенные тогда слова: «Красуйся, град Петров, и стой / Неколебимо как Россия...», приобретут новый, всепобеждающий смысл? Нет в нашей истории другого поэта, с которым общественное сознание так легко продолжало бы давно начатый разговор «по душам», так живо «аукалось». Культура живет национальной памятью и вечно возобновляемым потоком традиции. В этом смысле Пушкин, с которым наша культура уже почти два века состоит в своеобразном диалоге, неизменно предстает в ней желанным собеседником. И первый поэтический диалог с Пушкиным на вечере в творческой гостиной музейно-выставочного центра повёл юноша Михаил Солдатов, блестяще прочтя стихотворение Натальи Агаповой «Разговор с Пушкиным». А как проникновенно было прочитано письмо Татьяны Лариной к Евгению Онегину Екатериной Андреевой! Девушка ТАК произносила знакомые со школьной скамьи слова, ТАКИМИ живыми искренними эмоциями наполнила хрестоматийные строки, что, казалось, это письмо пишет она, Катя, пишет вот сейчас, здесь, чему мы, зрители, стали невольными свидетелями. Значительная часть встречи в творческой гостиной МВЦ была посвящена другу по жизни и наставнику Пушкина на поэтическом поприще – Василию Андреевичу Жуковскому. Тому самому, который, помните, подарилАлександру Сергеевичу свой литографированный портрет с надписью:«Победителю-ученику от побеждённого учителя — в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму Руслан и Людмила. 1820, марта 26, великая пятница». И были озвучены удивительные факты из биографии Жуковского, звучали его стихи в исполнении участниц поэтической гостиной «Сударушка», трогали за душу романсы, являясь продолжением устного рассказа ведущей. Была удивительная атмосфера стирания граней между прошлым и настоящим; очистка «бронзы» с классиков, которые были живыми людьми с чувствами, эмоциями, страстями, любовью и ЧЕСТЬЮ. Честью, за оскорбление которой эти «бронзовые классики» шли на верную смерть, стреляясь с десяти шагов. Да, прав был Аполлон Григорьев: «Пушкин – наше всё!», потому что он – наш, свой, понятный каждому и в поступках, и в творчестве.