Назад к списку

Дачники

«Ах, не вечерняя заря…», - пела певица, вводя зрителей в настоящий транс, и входя в него сама, растворяясь в знаменитом цыганском романсе, обессмерченном великим Львом Толстым в пьесе «Живой труп», написанной в 1900 году и опубликованной посмертно. Удивительный чарующий голос, несколько (в меру) надрывная манера исполнения, движения рук и тела… - всё участвовало в создании волшебной атмосферы. Нет, это не Наталья Лыкова стояла перед зрителями творческой гостиной музейно-выставочного центра Красноармейского района Волгограда, а, кажется, сама цыганка Маша пела «Невечернюю» для Фёдора Протасова, жадно впитывающего слова и звуки романса. Всего лишь час назад порог МВЦ переступили гости творческой гостиной, обычные посетители так называемых «встреч по пятницам». И каких только тем не затрагивают эти «пятничные» вечера! На сей раз была заявлена тема дач и дачников, что, казалось бы, неудивительно для Красноармейского района, где дачником является, если не каждый первый, то уж наверняка каждый второй житель района. Подумав так, вы, ошибётесь. Речь в творческой гостиной шла о дачах и дачниках тех времён, когда дачи являлись местом отдыха, творчества, общения интеллигенции XIX – начала XXвв. Вообще-то само слово «дача» появилось в русском языке в XVII веке, тогда им обозначали «дарованную землю». Вплоть до XIX века дачи получали дворяне и привилегированные сословия для того, чтобы отдыхать на территории страны и облагораживать земли вокруг.C конца XIX века на дачи стали ездить и менее зажиточные люди. Традиция проводить лето за городом появилась из-за высоких цен на электричество в городах: жить на даче было значительно дешевле. Так поступила, к примеру, Долли, героиня романа Льва Толстого «Анна Каренина»,которая переехала с детьми в деревню, «чтоб уменьшить, сколько возможно, расходы».Особую популярность дачная жизнь получила у представителей творческих профессий: писателей, художников, композиторов и актеров. За городом устраивали концерты, спектакли, костюмированные праздники. Не случайно Константин Треплев, герой чеховской «Чайки», показывал премьеру своего спектакля именно на даче. О том, как представлена тема дачной богемной жизни в изобразительной искусстве, в литературе, о модах и модницах Серебряного века и о многом другом шел разговор вечером 20-го сентября в творческой гостиной МВЦ. Например, известны ли вам, дорогие читатели, самые культурные дачные поселки Подмосковья? Ну как же! А такие названия, как Переделкино, Жуковка, Малаховка, Николина Гора, наконец, разве ничего вам не говорят? Николина Гора – та же Рублевка, только в дачном варианте.Подмосковный поселок Николина Гора ведет свою историю с V века. Тогда на его территории был монастырь, позже – церковь и принадлежащие ей земли. В конце 1920-х годов здесь построили дачный поселок РАНИС для работников Академии наук и искусства. Такое официальное название у поселка сохранилось до сих пор. Первые дома здесь возводили из старых срубов, которые покупали в окрестных деревнях. С виду довольно простые, строения поражали великолепным внутренним убранством и выглядели как старинные дореволюционные усадьбы. Впрочем, некоторые жители поселка намеренно стремились к скромному быту. Для того чтобы перечислить всех именитых жителей поселка, не хватило бы и страницы. Назовем лишь некоторые имена. На Николиной Горе жил известный актер МХАТа Василий Качалов. Его соседями были певица Антонина Нежданова и ее муж, дирижер Большого театра Николай Голованов. Здесь же находились дачи писателей Алексея Новикова-Прибоя и Сергея Михалкова.Сейчас на Николиной Горе живет его сын — режиссер Никита Михалков. В поселке он снял один из эпизодов фильма «Утомленные солнцем». «Переделкино» - ещё одно удивительное место и отдыха, и творчества советских писателей. Назовем только несколько имен наиболее известных переделкинских дачников. Первыми обитателями писательского поселка стали Корней Чуковский, Александр Серафимович, Леонид Леонов, Исаак Бабель, Всеволод Иванов, Лев Абрамович Кассиль, Борис Леонидович Пастернак, Илья Ильф и Евгений Петров, Константин Федин. После ВОВ выстроили ещё 20 домиков – индивидуальных дач, был открыт в 1955 году Дом творчества писателей «Переделкино». В новых дачах поселились Вениамин Каверин, Николай Алексеевич Заболоцкий, Валентин Катаев, Александр Фадеев, Константин Симонов. Позднее – Виктор Боков, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Белла Ахмадулина, Римма Казакова и другие. Забавные и курьезные случаи, особые праздники знаменитых и именитых дачников, театральные постановки и концерты в Малаховке, где в 1915 году на сцене Летнего театра в спектакле «Тот, кто получает пощечину» дебютировала Фаина Георгиевна Раневская, где пел Фёдор Шаляпин…Много нового и интересного узнали в этот вечер гости творческой гостиной музейно-выставочного центра. И, безусловно, тематический «дачный» вечер о творческой интеллигенции не мог быть немузыкальным. Музыка, романсы, буквально переплеталась с информативной составляющей вечера-встречи. Прекрасные вокалисты – Наталья Лыкова, Наталья Карпова, Игорь Старостенко, Наталья Жорняк, сменяя друг друга у микрофона, меняя музыкальные инструменты (гусли, акустическая гитара), щедро дарили своё искусство зрителям. А зрители… Зрители за время творческой встречи в МВЦ, виртуально перемещаясь в дачное пространство столичной богемы, сами почувствовали почти физическое погружение в атмосферу дачного времяпрепровождения. 

 И стало нам так ясно, 

Так ясно, так ясно, 

Что на дворе ненастно, 

Как на сердце у нас. 

Что жизнь была напрасна, 

Что жизнь была прекрасна, 

Что все мы будем счастливы, 

Когда-нибудь, бог даст. 

 За круглым столом сидят участники вокального ансамбля «Кружева». На столе в плетёной корзине из ивовых прутьев – дары дачи – виноград, фрукты… Звучит песня, финальная песня вечера: удивительный, нежный, душевный романс. Расходились неохотно, говоря что-то напоследок друг другу, перебивая собеседника, торопясь высказать что-то своё, растревоженное встречей в творческой гостиной музейно-выставочного центра. 

Толь в расцвете судьбы, толь на склоне 

Что я знаю про век и про дни, 

Отвори мне калитку в былое, 

И былым мое время продли.