Назад к списку

Комсомольский сбор

   «Добровольцы» - советский художественный фильм, снятый в 1958 году по одноимённому роману в стихах поэта Евгения Долматовского. Конечно вы, читатели, особенно старшее поколение, помните этот рассказ о судьбе поколения, участвовавшего в строительстве первой очереди Московского метрополитена; сражавшегося против фашистов в Испании; воевавшего в Великую Отечественную; принимавшего участие в послевоенном восстановлении страны. 

  В фильме «Добровольцы» впервые прозвучала песня, ставшая неофициальным гимном огромной армии нашей страны, имя которой – «Комсомол». Нет, молодые читатели страничек музейно-выставочного центра в Сети, «Комсомол» - это не торгово-развлекательный центр в Дзержинском районе Волгограда, сменивший вместе с собственником и название на более «вкусное» - «Мармелад». Комсомол – это молодёжная организация.     

 Приведу слова Евгения Долматовского, одного из авторов песни, о её создании: «Должен признаться, что песня комсомольцев - добровольцев далась мне очень трудно. Вероятно, я слишком хорошо знал материал, поскольку сам был в числе первых метростроевцев. И, как бы уже отработав его сердцем, ничего нового не мог извлечь из круга образов и представлений о комсомольцах 30-х годов. Меня выручило желание написать песню о людях тех прошедших лет, но такую, чтобы сегодняшние и завтрашние комсомольцы полагали, что эта песня о них». 

 Не знал маститый поэт-песенник, что «завтрашних» комсомольцев, увы, не будет. Но! Комсомольцы живы! Не «бывшие», а самые настоящие, потому что бывших комсомольцев, как и офицеров (фильм Никиты Михалкова «12»), не бывает! 

 Пришли новые поколения, родились новые песни. Однако можете быть уверены, что 29 октября практически в каждом мало-мальски крупном городе бывшего СССР соберутся бывшие комсомольские активисты и среди прочих песен обязательно прозвучит и эта:«Комсомольцы-добровольцы! 

Мы сильны нашей верною дружбой. 

Сквозь огонь мы пройдем, если нужно, 

Открывать молодые пути...» 

 Конечно, собрались волгоградские комсомольцы и в творческой гостиной музейно-выставочного центра Красноармейского района Волгограда накануне объявленной нерабочей недели с 30 октября по 7 ноября во исполнение всех соответствующих распоряжений в контексте дополнительных карантинных ограничений по коронавирусу. 

Собрались, чтобы, достав из заветной шкатулочки памяти, воспоминания, поделиться с друзьями и единомышленниками пережитым. Чтобы обменяться весёлыми, иногда грустными, иногда забавными историями из того времени, когда все они были молодыми, уверенными, что живут в лучшей в мире стране, и гордились тем, что состоят в рядах ВЛКСМ. Позволю напомнить, а молодым читателям сообщить для справки, что ВЛКСМ - это была крупная молодежная организация Советского Союза. За 73 года существования через её ряды прошло более 160 миллионов человек всех наций и народностей СССР. Рождение комсомола – это был не принудительный акт, насаждаемый сверху, это объединение возникло благодаря энергии и порыву сердец молодых людей, мечтающих быть полезными своей Родине.

 Об этом и о многом другом, связанным с комсомолом вообще, и с комсомольскими годами и делами конкретно каждого из присутствующих на комсомольском сборе в МВЦ, вёлся разговор в творческой гостиной. 

 И не всегда мнения совпадали. Если во время осмотра экспозиции выставки, посвященной Александру Невскому, разногласий не было, да и быть не могло. За прошедший год мы много узнали об этом человеке, родившемся восемь сотен лет назад, посвятившем свою жизнь служению Отечеству, его защите, становлению православной веры, наконец, самому принявшему монашество и причисленному к лику святых. Теперь для каждого из нас образ святого благоверного князя Александра Невского – пример великого полководца и талантливого дипломата. 

 А вот при знакомстве с выставкой графических работ Дементия Харитонова «Застойные зарисовки», возрастные комсомольцы не были столь единодушны. Нашлись и те, кто в корне не принял взгляд автора выставки на те «застойные» годы, через которые прошёл каждый из нас. Более того, кое-кто посчитал, что Дмитрий Анатольевич чересчур сгустил краски, изобразив эпоху застоя накануне масштабных перемен в идеологии, экономической и политической жизни СССР, порой гротескно, порой карикатурно, но всегда в гиперболической манере - преувеличивая язвы нашего общества. 

 «Да», - говорили оппоненты художника Харитонова, - «не всё шло в стране так, как бы нам хотелось. Были и трудности, были и недочёты, и упущения. Но это не было на каждом шагу, как показывает художник. При этом не только обнаруживая и обнажая негативные стороны советского периода жизни страны, но глядя на них через лупу самого большого увеличения».