Назад к списку

Скрипач. Художник. Гражданин мира. Памяти Глеба Вяткина

 Вездесущий интернет принёс печальную весть – ушёл из жизни волгоградский художник Глеб Михайлович Вяткин. Кажется, что совсем недавно жители самого южного района Волгограда ходили по залам музейно-выставочного центра, знакомясь с картинами волгоградских художников, объединёнными выставочным проектом «Красноармейская палитра». Тогда, благодаря волгоградскому коллекционеру Анатолию Иванову, красноармейцы увидели произведения живописи таких мастеров, как Александр Горябин, Станислав Урмаев и несколько картин Глеба Вяткина. Было это в сентябре 2019 года, когда отмечались два знаковых события - 80-летие ВОО ВТОО «Союз художников России» и 75-летие образования Красноармейского района Волгограда. 

 По залам музейно-выставочного центра ходили зрители, дивясь и радуясь тому, что выставка «Красноармейская палитра» представила Красноармейск как многоликую весомую часть культурной составляющей нашего славного города. 

 Если картины Станислава Урмаева и сам художник были уже знакомы посетителям МВЦ, где ранее прошла выставка памяти ушедшего от нас Мастера, то художника Вяткина, его творчество, необычный путь в живопись через музыку они с удовольствием открывали для себя. 

 В жизни Глеба Вяткина было много неожиданных поворотов. Родившись в семье пермского живописца и скульптора Михаила Александровича Вяткина, Глеб унаследовал дар отца, но в одиннадцать лет пришел в детскую музыкальную школу, экстерном окончил по классу скрипки, поступил в Пермское музыкальное училище. Получив диплом музыканта, начал работать в оркестрах. 

 Музыка, так много значившая в его жизни, станет впоследствии главной темой его работ, и одним из важных принципов его живописи.

 В возрасте двадцати шести лет после трёхлетней службы в армии Вяткин едет в Ленинград, имея за плечами только музыкальное училище, и поступает в «муху» - ЛВХПУ им. В. И. Мухиной в класс к Г. А. Савинову и Д. Ф. Филиппову. 

 В 1968-м Глеб Вяткин попадает в Волгоград как монументалист, в надежде на творческую реализацию. Он владеет большим арсеналом монументальных средств: фреской, мозаикой, сграффито. В ожидании монументальных объектов, не имея некоторое время ни жилья, ни мастерской, всю страсть свою вкладывает Вяткин в станковую графику. Затем приходит к печатной графике – офорту и линогравюре. Свыше тысячи графических работ в самых разных техниках собралось перед первой персональной выставкой художника – рисунки, офорты, линогравюры, работы гуашью, темперой на бумаге, экслибрисы… 

 1989 год. Первая персональная выставка Г.М. Вяткина в Волгограде. Мало сказать, что ее не поняли и не приняли представители официального искусства, но и большая часть зрителей. Она была подобна взрыву, подорвавшему устои некогда непоколебимого соцреализма. Но уже пришло новое поколение молодых художников и зрителей, для которых слова «модернизм», «экспрессионизм» не были идеологически враждебным пугалом. 

 Выставка 1989 года открыла новую страницу в судьбе художника. Уже в 1990 году четырнадцать работ Глеба Вяткина экспонировались на выставке «50 лет советского искусства» в Барселоне. Эта выставка была, пожалуй, одной из первых европейских выставок столь широкого охвата и столь глубокой задачи. На ней экспонировались работы самого разного направления от Кандинского, Ларионова, Древина, Родченко, Фалька, Андронова, Егоршиной, Лубенникова до никому не известного художника из Волгограда Глеба Вяткина. Неизвестного настолько, что даже имени его нет в каталоге, просто – Вяткин. 

 2019 год. Волгоград. Выставка «Красноармейская палитра». Подолгу стоят зрители возле картин «Читающая книгу», «Скрипка», у портрета коллеги по цеху – С.С. Урмаева. Всматриваются, пытаясь понять, отчего им вспоминаются картины таких живописцев, как Пикассо, Матисс, Модильяни… 

 Всё верно, Вяткина часто упрекали в оглядке на них. Но художник ищет свою точку опоры во всем, с чем сталкивает его жизнь, поэтому работы этих мастеров являлись для него таким же источником вдохновения, как живые впечатления. Тогда, в 2019-м, Глеб Михайлович Вяткин отметил 85-летие. В 2022-м году они с супругой надеялись отметить 60-летие совместной жизни – бриллиантовую свадьбу…

 Многие годы крепкая дружба связывала Глеба Вяткина и классика современного итальянского искусства Эрнесто Треккани. В своем дневнике, опубликованном многими годами позже в Италии, Треккани напишет: 

«Портрет Глеба. Познакомился с Глебом, когда был в советской России, – прошедшая эпоха. 

 В ночное время прибыл в Волгоград. Шел снег. Глеб – художник-философ, немного маг, играет на скрипке. Серьезный мастер. Привержен свободе между людьми и в живописи. Его искусство монументально. Более телесно, нежели схематично. Подобно звучанию пиццикато на скрипке. Уверенный гравер. Живописец широкой палитры. Друг Италии. Гражданин мира». 

Светлая память Глебу Михайловичу Вяткину! Выражаем соболезнования близким и родным…