«… Давным-давно люди на нашей земле жили очень долго. Они почти не знали болезней и от того, видимо, были слишком беспечны. Но, к сожалению, люди стали забывать о своём назначении на земле - друг к другу стали относиться пренебрежительно, дерзко, начали воевать между собой, деля землю, которой и так хватало на всех. Так увеличилось зло на земле, что неминуемо грозило катастрофой человеческому роду.
Старцы, прожившие свой отмеренный Богом век и доживающие, может быть, свои последние дни, видя это, увещевали людей, чтобы они одумались, покаялись, прекратили злодейства и встали на путь истинный. Но, увы, люди были так поглощены собой, что даже близких не любили. И вот на землю хлынули потоки воды, смывая все на своем пути. Вода должна была уничтожить всё живое, чтобы жизнь, возродившись заново через несколько столетий, породила новых людей, которые будут вести себя по-другому...», - это отрывок из сочинения подростка, присланного на литературный конкурс.
Скажите, уважаемые читатели, ситуация, описанная в рассказе, ничего вам не напомнила? Ну, конечно, словно в зеркальном, вернее, олитературенном отражении представлена ситуация с ковидом, словно бы также посланным за грехи человеческие на нашу землю.
Там, в сказке ребёнка, люди перед лицом грозящей им опасности, словно бы пробуждаются, объединяются против стихии, вместе строят укрепления, начинают вновь помогать, поддерживать друг друга, заботиться о слабых, и, в конце концов, ливень прекращается. Апофеозом, своего рода знаком спасения людей становится радуга, через всё небо торжествующе перекинувшая свою невероятно яркую дугу-подкову.
И мы, работники сферы культуры, почувствовали эту перемену в людях. После долгого периода самоизоляции, ограничений, запретов, люди стали тянуться друг к другу, к общению, к посещению культурно-массовых мероприятий: в Молодёжном центре досуга «Ровесник» с аншлагом прошли спектакли «Жизнь Александра Невского: наречён быть защитником»; концерт, посвящённый Дню матери; церемония награждения победительниц и участниц конкурса красоты и материнства «Наша мама – Миссис!».
Девятый вал зрительской активности не миновал и музейно-выставочный центр, где в субботу 27 ноября состоялась творческая встреча красноармейцев с художником Дементием Харитоновым, чья выставка «Застойные зарисовки» как раз в тот день завершала свою работу.
Несмотря на выходной день, посетителей МВЦ было не просто много, а предельно много, с учетом обязательных ковидных ограничений.
Скажем сразу – встреча удалась. Она получилась живой, интересной, познавательной. Конечно, главная заслуга в том, его, автора персональной выставки графики «Застойные зарисовки» Дмитрия Анатольевича (Дементия) Харитонова. Умный, эрудированный, интеллигентный собеседник, каким открылся зрителям Харитонов – гарантия содержательной интересной беседы.
Ещё до начала встречи зрители осмотрели выставку графических работ художника, задевшую память, чувства, что-то сокровенное в душе каждого из них. Ведь на встречу в МВЦ пришли, в основном, люди старшего поколения, и слово, а, вместе с ним, и понятие «застойные» очень близко и понятно им, жившим и пережившим вместе со страной все, воистину революционные, изменения конца прошлого века. И вот они, эти чувства, разбуженные картинами Харитонова, вновь вышли наружу из глубин памяти, куда их отправили владельцы, требуя выхода – разговора, полемики, ответа.
Тысячу раз прав Кандинский, утверждавший: «Всякое произведение искусства есть дитя своего времени, часто оно и мать наших чувств»...
И вот они лицом к лицу – Художник и притихший зрительный зал. Несколько десятков людей с интересом рассматривают автора «Застойных зарисовок»: «Обычный человек, и не подумаешь, что эти, разбередившие душу зарисовки, вышли из-под его руки», - читается по лицам зрителей.
Он, после краткого представления, сделанного ведущей мероприятие, слегка волнуясь, ждёт вопросов. И вопрос был задан, причём, неожиданный – не о содержании работ, а о технике, в какой исполнены графические картины Мастера. Ни секунды не помедлив, Дмитрий Анатольевич начал отвечать зрительнице, заинтересовавшейся процессом создания графических работ.
Сначала робко, словно пускался пробный шар, оценивающий степень подготовленности, эрудиции, своего рода мастерства собеседника, задавались первые вопросы. На каждый вопрос Харитонов тут же давал не только подробный, но обстоятельный, аргументированный, исчерпывающий ответ.
И, признав в собеседнике человека аналитического склада ума, чьи выводы и рассуждения основаны на глубоких знаниях истории, литературы, философии, зрители буквально засыпали художника вопросами. Тематика - самая различная – от сугубо личных до тех, что означены термином «в мировом масштабе». Но всё же подавляющее большинство вопросов, заданных Дмитрию Харитонову, касались событий и времени «застойных зарисовок».
Встреча в официальном формате плавно перетекла в «фуршетный вариант», где художник был взят в тесное кольцо почитателей его таланта, коими стали буквально все участники встречи.
Субботние гости музейно-выставочного центра разошлись по домам только после записей восторженных откликов и пожеланий, сделанных ими в книге отзывов. Но, главное, расставание с Дмитрием Анатольевичем произошло только после того, как художник дал зрителям слово непременно провести в ближайшем будущем выставку картин, написанных под влиянием идей Фридриха Ницше, Артура Шопенгауэра, испанского философа-публициста Хосе Ортега-и-Гассет, других выдающихся мыслителей, чьи труды сейчас занимают ум и вдохновляют на творчество художника Дмитрия Харитонова.