Назад к списку

И неотвратим конец пути...

Время от времени мама проверяла температуру, стараясь незаметно приложить ладонь ко лбу дочери. Что-то было не так, что-то тревожило маму Арины, но они обе не покидали своих мест в зале и дожидались момента выхода девочки на сцену. На условной сцене, а, вернее, в выставочном зале ИЗО музейно-выставочного центра Красноармейского района посетители творческой гостиной были вовлечены в полную драматизма историю последних часов земной жизни Иисуса Христа. Вы удивлены, дорогие читатели? Поясню. 26-го апреля в Великую пятницу в МВЦ проходила творческая встреча отнюдь не божественного содержания. Да, Страстная Пятница — самый грустный в году день для верующего христианина. Именно в пятницу Христос был предан суду, который приговорил его к смерти. И в тот же день казнь состоялась – Спасителя распяли на кресте. Горечь утраты, щемящее чувство несправедливости и в то же время светлая надежда на то, что совсем скоро Господь воскреснет… Страстная пятница – это целая палитра чувств, а еще – палитра красок, звуков, слов, из которых рождаются подлинные шедевры живописи, музыки, литературы, кинематографа… Вот об этом – о теме Страстной пятницы в искусстве и шла речь в творческой гостиной МВЦ на тематическом вечере «Знаем: воскреснет! Но в сердце печаль…». Живопись от раннехристианской мозаики VI века до мозаик Храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге (Спас на крови), выполненных по эскизам художника ХХ века - Николая Павловича Шаховского. Живописные полотна, созданные кистью АндреадельКастаньо, Леонардо да Винчи, Якопо Тинторетто, Джованни Беллини и других мастеровXV и XVI веков и духовная живопись Ильи Сергеевича Глазунова, Василия Игоревича Нестеренко, наших современников. Сальвадор Дали и Иероним Босх, которого называют «Сальвадором Дали XV века». Несть числа художникам, писавшим и пишущим картины духовного содержания, как нет предела темам картин, их содержанию и подаче, художественным приёмам…Неизменным остаётся только одно – высочайшее мастерство авторов картин, о которых шла речь в творческой гостиной музейно-выставочного центра в Страстную пятницу 26 апреля. Музыка. Ещё один безбрежный океан: «Хорошо темперированный клавир», «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну» Иоганна Себастьяна Баха; духовная музыка Дмитрия Степановича Бортнянского; полная светлой грусти, проникающая в самое сердце музыка «StabatMater» Джованни Перголези – жемчужина мировой музыкальной культуры.Петр Ильич Чайковский, Сергей Васильевич Рахманинов творили православную музыку. Да разве можно всех хотя бы перечислить! Зрители творческого мероприятия в МВЦ с благодарностью и восторгом встретили выступление педагогов детской школы искусств №2 Марины Пешковой и Анны Комагоровой, исполнивших «Легенду» П.И. Чайковского: «Был у Христа-Младенца сад…». Ещё один аспект раскрытия темы вечера – библейские мотивы в кинематографе. Библия прочно укоренилась в культуре всех европейских народов. Неудивительно, что с момента появления кинематографа режиссёры и сценаристы часто обращаются к Библии в поисках сюжетов и характеров. Поскольку «библейская тематика» была изначально частью кинематографа, она развивалась вместе с ним, проходя путь от наивных попыток создать «движущиеся картинки» до масштабных кинематографических полотен. В самом начале кинематограф являлся «лубком» и иллюстрацией: фильмы о жизни Иисуса снимали и братья Люмьер, и Жорж Мельес, и уж тем более пионеры американского кино. В кинематографе Российской Империи существовал запрет на изображение христианских святых и пророков, посему тема Библии в российском кино вообще не поднималась до краткого периода между отречением Николая II и созданием РСФСР. В Советском Союзе экранизацией Библии не занимались по вполне понятным причинам.Окончательный крах принципа иллюстрации произошёл в 1965 году, когда на экраны США вышла лента под скромным названием «Величайшая из когда-либо рассказанных историй». Создатели дословного воспроизведения судьбы Иисуса, естественно, надеялись на успех своей картины. Однако фильм с примитивными «лубочными» образами и масштабными декорациями с треском провалился. Совершенно новый этап в экранизации библейских историй начался в 1960-х. Причём пионером его стал представитель самой неподходящей для этого среды – итальянских неореалистов. Пьер Паоло Пазолини неожиданно для всех снял «Евангелие от Матфея».Пазолини был атеистом до съёмок и остался им после них. Однако он увидел в истории, рассказанной Матфеем, гуманистический и философский смысл, который скрывался за обесцвеченными церковью догмами. Главной задачей фильма стало донесение сути евангельского текста, не изменённого ни на букву, поэтому фильм снят на чёрно-белую плёнку в максимально аскетичных пейзажах, без участия не только звёзд, но и профессиональных актёров вообще. Так Библия для кинематографистов сделалась не просто бесплатным сборником популярных сюжетов, но и источником вдохновения и поводом для формулирования собственных мыслей. Конечно, вспомнили в творческой гостиной такие яркие, заставившие о себе говорить, проекты, как фильм «Андрей Рублёв» Андрея Тарковского, американскую драму «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе и рок-оперу «Иисус Христос Суперзвезда». Собравшимся в творческой гостиной зрителям были показаны заключительные кадры киноленты «Страсти Христовы» Мела Гибсона, заставившие достать носовые платочки и промокнуть повлажневшие глаза. Прекрасный во всех отношениях фильм сделался родоначальником третьего жанра – библейского постмодернизма. В этом жанре Библия используется не для развлечения публики или философских размышлений, а лишь как повод для решения собственных творческих задач. Для Гибсона, например,Библия – сюжетная канва, на которую он нанизывал натуралистические сцены, причем настолько натуралистические, что для просмотра некоторых требуется недюжинное мужество. И, наконец, литература. В свое время к библейским мотивам и непосредственно к теме Христа обращались: Иоганн Вольфганг Гёте, Анатоль Франс, Анри Барбюс, У. Фолкнер, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л. Андреев, А. Блок, Б. Пастернак, А. Ахматова, М. Булгаков, В. Тендряков, Ч. Айтматов и т.д. И у каждого из них свой Христос. Например, для Достоевского Христос – это идеал, к которому должен стремиться человек, это идея, которую писатель раскрывает через судьбы и мысли своих героев для того, чтобы человечество осуществило замысел Божий. («Идиот», «Братья Карамазовы»). Для Блока образ Христа – символ нового мира, который уже строят люди, несмотря на их кровавый путь, они создадут чистый, справедливый и бескровный мир («Двенадцать»).«Мастер и Маргарита», роман, написанный в 1929-1930-е годы. Михаил Афанасьевич Булгаков по-своему рассказывает легенду о Христе. Образ героя вырастает из реалистических подробностей, - это обычный смертный человек, проницательный и наивный, мудрый и простодушный.Булгаков видел в духовном подвиге человека, который в романе назван Иешуа Га-Ноцри и за которым виден его великий евангельский прообраз. Фигура Иешуа стала выдающимся открытием М.А. Булгакова.Иешуа беззащитен, слаб физически, но силен духовно – он вестник новых человеческих идеалов.Ни страх, ни наказания не могут заставить его изменить идее добра, милосердия. Для Иешуа все люди одинаково интересны: и Пилат, и Иуда, и Крысобой. Все они «добрые люди», только – «покалеченные теми или иными обстоятельствами». Христос есть великая любовь. Во имя любви к людям Богом-Отцом принесена жертва, дороже которой быть не может. Пожертвовала собой во имя любви к Христу нареченная его невеста - Екатерина из Александрии Египетской, дочь правителя Конста. «Сказ о Святой Екатерине» прочла, а, может, прожила перед зрителями творческой гостиной Арина Цап. Помните, в начале заметки мы упомянули про девчушку, которой нездоровилось? Это и была Арина, маленькая девочка, наделённая большим сердцем, талантом чтеца, мастера художественного слова и несомненным артистическимдаром. И ещё – чувством величайшей ответственности и дисциплинированностью. Она, как настоящий большой артист, который не даёт себе права сорвать выступление, стоически перенесла ожидание своего выступления, то есть фактически отсмотрела всю программу вечера, поскольку её выступление было завершающим его. Потом вышла и прочла 10-минутную поэму, да та-а-а-к прочла, что зрители забыли о том, что перед ними стоит десятилетняя девочка, которая просто читает поэму, написанную её педагогом Натальей Валентиновной Агаповой. Нет, перед гостями творческой гостиной музейно-выставочного центра стояла в тот момент сама Екатерина и делилась с ними своей историей, приведшей её на казнь, а потом к канонизации – причислению к лику святых. Вечер окончен. Закрываются двери творческой гостиной. Расходятся участники встречи. Что бы хотелось сказать напоследок:«Но продуман распорядок действий,И неотвратим конец пути.Я один, все тонет в фарисействе.Жизнь прожить — не поле перейти», - как подметил Борис Пастернак. Это Он, «положивший жизнь за други своя», был один. Нас, красноармейцев, тысячи.Часто слышим, да и сами порой говорим, что наш «самый южный и самый дружный район» – это большая деревня, в лучшем смысле этого понятия. Та деревня, где все друг друга знают, помогают, поддерживают и, конечно, собираются вместе на улицах и площадях в праздничные дни – пройти в строю «Бессмертного полка», поводить хоровод вокруг новогодней ёлки, поесть масленичных блинов. И это замечательно. Однако бывают дни печали и скорби. Почему бы и в эти дни нам не поддержать друг друга словом ли, делом, простым человеческим теплым общением. Поверьте, на душе станет легче, теплее и светлее, как случилось в Страстную пятницу 26 апреля в музейно-выставочном центре.