Наши читатели-меломаны уже по названию статьи поняли, что речь в ней пойдёт о том, что так, или иначе связано с миром музыки. Но даже тем, кто далёк от мира искусства, я уверена на все сто, приходилось слышать фамилии, что вынесены в заглавие статьи. Вопрос в другом. Что может связывать их, живших и творивших в разных странах и в разное время? Немецкого композитора XVIII века Роберта Шумана; великого русского композитора Сергея Рахманинова, прожившего в эмиграции почти половину отмеренного ему жизненного срока; и, наконец, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии и двух Сталинских премий, советского российского композитора Василия Павловича Соловьева-Седова? Вы не поверите, но в минувшую пятницу 17-го мая произведения этих музыкантов мирового масштаба, наравне с творениями других композиторов, прекрасно дополняя друг друга, удивительно гармонично переплелись в концертной программе творческого вечера музейно-выставочного центра Красноармейского района «Давайте скажем что-то о Победе…». Название вечеру дала строчка из стихотворения Петра Давыдова, в котором автор сетует на то, что «…всё меньше вспоминают о Победе, все больше забывают про войну». И эта наша «забывчивость» очень тревожит поэта:«Война еще исчезнуть не готова.Те годы - миллионы личных драм.А потому, давайте вспомним снова Всех тех, кто подарил Победу нам». Вняв призыву Петра Давыдова и объединив творческие силы, педагоги и учащиеся Детской школы искусств №2 подготовили концерт – песенно-музыкальный маршрут по фронтовым дорогам Великой Отечественной... Организаторы вечера из творческой гостиной МВЦ, предположили, что его тема и исполнители не оставят равнодушными жителей самого южного района города, поэтому пригласили красноармейцев в молодёжный центр досуга «Ровесник», где хватит места всем желающим. Гостей творческой гостиной в этот раз, действительно, оказалось немало. Открыла вечер пронзительно честная и проникновенно искренняя песня Ирины Дубовой о солдате, пришедшем к нам с той войны, чтобы задать вопрос: «Что теперь бережёшь ты? Чем гордишься, брат мой, и мечтаешь о чём в этой жизни?» Многих гостей вечера, да и его участников эта песня настолько взволновала, что увлажнились глаза, и перехватило дыхание. Ирина Дубова своей песней и Пётр Давыдов стихотворением подняли концерт на самую высокую ноту. И, скажу сразу, что ни один из концертных номеров не снизил эту высоту. Начало войны. Последние мирные дни, часы нашли воплощение в песне Владимира Синенко «На ладони рассвета». Хрустально звучали голоса вокального квартета «Ирис» педагогов ДШИ №2 - Комагоровой Анны, Литвиновой Екатерины, Войтовой Оксаны и Слащёвой Ирины. Прозрачность и умиротворенность песни Синенко меняет четкий маршеобразный ритм хорошо знакомой слушателям песни: «Полем, вдоль берега крутого, мимо хат, в серой шинели рядового шел солдат…» Песня "Баллада о солдате" была написана к художественному фильму "В трудный час", который был снят на киностудии им. Горького режиссером Евгением Габриловичем. Этот фильм посвящен событиям 1941 года, когда наша армия терпела поражение, и враг уже был у Москвы. В фильме отражены судьбы простых советских людей, которые героически обороняли Москву. Сначала композитором Василием Павловичем Соловьевым-Седым была написана музыка к фильму и к песне "Баллада о солдате", затем поэт Михаил Львович Матусовский сочинил слова. А потом началось то, о чем говорилось вначале: «Балладу о солдате» сменила «Прелюдия си-минор» Сергея Васильевича Рахманинова, которую виртуозно исполнила Екатерина Литвинова. За музыкальной миниатюрой классика мировой культуры, создавшего свой оригинальный стиль, звучит песня, которая вошла в народную память как неотъемлемый спутник Великой Отечественной войны - «В землянке» Константина Листова на слова Алексея Суркова. Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене поэта, Софье Андреевне. Письмо было написано в конце ноября 1941 года, после одного очень трудного для военного корреспондента Суркова фронтового дня под Истрой, когда ему пришлось ночью после тяжелого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков... «Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы уже где-то в феврале 1942 года не приехал из эвакуации композитор Константин Листов, назначенный старшим музыкальным консультантом Военно-Морского Флота», – вспоминал Сурков. – «Он пришел в нашу фронтовую редакцию и стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». «Чего-нибудь» не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным, что хотя я свою товарищескую совесть и очистил, но песня из этого, абсолютно лирического, стихотворения не выйдет. Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции, попросил у фотографа Савина гитару и под гитару спел новую свою песню «В землянке». Все свободные от работы «в номер», затаив дыхание, прослушали песню. Всем показалось, что песня «вышла». Да, песня не только «вышла», она пришла и поселилась в наших сердцах и памяти навсегда. Доказательство – исполненное Анастасией Худоноговой на флейте произведение «В землянке» под фортепианный аккомпанемент Марины Мамонтовой и негромкое хоровое сопровождение зрительного зала. Увы, нет никакой возможности подробно рассказать обо всех музыкальных номерах удивительного концерта в «Ровеснике». Конечно, прозвучали и «Журавли» Расула Гамзатова, и «Грёзы» Роберта Шумана. Полоснула по сердцу тема Холокоста: небольшой момент из музыки Джона Уильямса к фильму «Список Шиндлера» режиссера и продюсера Стивена Спилберга. О, как рыдала скрипка в руках Дмитрия Шубина, ученика ДШИ 2, и как вторило ей фортепиано, послушное рукам (сердцу?) концертмейстера Марины Мамонтовой! И третьим составляющим был видеоряд – безжалостно правдивый, рассказывающий о трагедии еврейского народа языком фото документов. Как передать скупым языком газетной статьи ту волшебную атмосферу зрительского единения, единодушия, сердечной унисонности, царившей в зале в тот памятный вечер. Были и слёзы, и минута молчания, и финальная песня, исполненная всеми присутствующими вместе: аристами — на сцене, зрителями — в зале. Конечно, это песня «День Победы» Давида Тухманова на слова Владимира Харитонова. День был как день, только лица у людей, выходящих из «Ровесника», покидающих зрительный зал, были такие, каких в любой другой день, в другой праздник года, пожалуй, не увидеть. Не просто выражение другое, нет – сами лица другие, простые, чистые, открытые. Почему мало видно таких светлых лиц в другие, оставшиеся дни года? Где они? Вот разойдутся гости творческой гостиной и встречи с ними ждать целый год? Надеюсь, что это случится гораздо раньше, уже в ближайшую пятницу в музейно-выставочном центре Красноармейского района.«Когда гулять на майские поедем,
Веселые, довольные вполне,
Давайте скажем что-то о Победе,
И вспомним, хоть немного, о войне», - предлагал поэт. Участники вечера в «Ровеснике» не только вспомнили о войне и её героях, но и рассказали о ней языком высокой поэзии и бессмертой музыки.