Назад к списку

«Художником ты можешь и не быть, но...»

 "Художником ты можешь и не быть, но у мольберта встать...», -если не обязан, то, во всяком случае, можешь. Тем паче, если ты придёшь в большой праздник — День России, на Севастопольскую набережную, которая расположена в Красноармейском районе Волгограда. Там праздничным вечером 12 июня у входа в Волго-Донской судоходный канал на площади перед памятником В.И. Ленину, занесенным в Книгу рекордов Гиннеса, как самый большой в мире памятник реально жившему человеку, развернулась настоящая феерия. Её составные части — концерт, в котором приняли участие лучшие творческие силы района и города; показательные выступления бойцов военной разведки, игровые площадки для детворы и многое другое, в том числе – возможность постоять за настоящим мольбертом и создать свой собственный, единый и неповторимый, живописный шедевр. Вы думаете, что желающих было раз-два, да и обчёлся? Отнюдь. Даже работники музейно-выставочного центра Красноармейского района, организовавшие эту интерактивную художественную площадку, своего рода пленэр для детворы, были удивлены той активностью юных художников из толпы, которую можно смело назвать одним словом – «ажиотаж». Не успели «музейщики» подготовить кисти-краски, другими словами «орудия живописного производства» к работе, как к каждому мольберту выстроилась цепочка желающих проявить дар художника или проверить свой талант на наличие. Впрочем, в наличии способностей к рисованию, к живописному творчеству, никто из участников интерактива не сомневался. Все уверенно становились к мольберту и, взяв кисть, начинали творить. Прямо по «Живописцам» Окуджавы: «Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтётся… Что гадать нам: удалось – не удалось?» Удалось абсолютно всем! Удалось осуществить задуманное – нарисовать, если не картину, то прекрасную яркую праздничную картинку. Удалось проявить свою творческую натуру, выплеснув внутреннее содержание на лист бумаги. Удалось почувствовать себя хоть чуть-чуть, но самым настоящим художником. Препятствие к работе за мольбертом было только одно…маленький рост художника. Да-да, трудно достать кистью до листа, если ты невысок. Кое-кому из участников пленэра даже приходилось вставать на цыпочки. Но это такая мелочь по сравнению с удовольствием от творчества за мольбертом! Сложнее всех ситуация с «длинноногим» жирафом-мольбертом сложилась у Веньки – Вениамина. Когда тебе всего год и девять месяцев от роду, то вставание на цыпочки, увы, не поможет. Венька ходил внутри интерактивной площадки с мольбертами и буквально страдал от их недосягаемости для него, от невозможности рисовать. А рисовать так хотелось… И тогда пришло воистину соломоново решение – Вениамину предложили вместо мольберта…табуретку. Как истинный художник, для которого главное не условия для творчества, а его осуществление, Вениамин, с видом и повадками бо-о-о-о-льшого живописца, деловито приступил к работе. Мама иногда наклонялась к нему, но маленький житель большого района пребывал в состоянии творческого экстаза. Никто детям не подсказывал, что надо рисовать. Но подавляющее большинство юных художников выбрали темой своих живописных работ - Россию и её праздник – день рождения 12 июня. Московский Кремль и разноцветная радуга-дуга, праздничный салют и весёлое солнышко, яркий цветок и защитники родины, а всё вместе – наша страна, Россия – вот что выходило из-под кисти самодеятельных юных художников. Но один рисунок буквально пронзил сердца взрослых, словно стрелой. На обычном стандартном листе бумаги формата А4 юный красноармеец-живописец изобразил два флага – российский триколор и жовто блакитний прапор – государственный флаг Украины, поставив между ними математический знак «плюс», и добавил слово «МИР» с тремя (!) восклицательными знаками. Точно также поступил в 1928 году четырехлетний мальчик, сочинив (написать он не мог, видимо, лишь произнёс) несколько фраз, начинавшихся поразившем его словосочетанием – пусть всегда. Мальчик и не думал, что у него получились стихи. Он просто повторял начало фраз, как бы выстраивал свои мысли, свое первое сознание окружающего мира. 

Пусть всегда будет солнце, 

Пусть всегда будет небо, 

Пусть всегда будет мама, 

Пусть всегда буду я. 

Эти удивительные строки, записанные кем-то из взрослых, попали в руки Корнея Ивановича Чуковского, выпускавшего тогда свою ставшую вскоре знаменитой книгу «От двух до пяти». Художника Кокорекина эти строки вдохновили на создание первомайского плаката, имевшего большой успех. Увеличенный во много раз плакат Кокорекина украсил демонстрацию 1960 года на Красной площади в Москве. Здесь заметил его композитор Аркадий Островский. Ему не приходилось читать эти строки раньше, и они поразили его. Он предложил своему старому товарищу и постоянному соавтору поэту Льву Ошанину написать текст, используя строки с первомайского плаката как припев. Ошанин поначалу отказался — детские песни у него не получались. Но Островский настаивал. Это вовсе не детская будет песня, а песня для всех возрастов, утверждающая, что этот детский рисунок и слова ребенка и есть выражение мыслей и чаяний, которые волнуют всех людей. Островский сочинил музыку к детскому четверостишию. Много пришлось искать поэту, чтобы найти, казалось бы, самое простое решение: рассказать, что мальчик сделал рисунок, снабдил его надписью и что эта надпись выражает очень дорогую всем мечту о мире. Песня получилась. Но вернёмся к нашему рисунку с флагами двух государств. Кому принадлежит этот рисунок-плакат? Надежда Безверхая и Татьяна Новак, проводящие мастер-класс по живописи, не уследили, кто именно из детишек выполнил эту работу. Да это и не важно. Важно, что она появилась. Что дети, наши преемники и продолжатели, хотят мира. Так прислушаемся к нашим детям, ведь устами ребёнка, как известно, глаголет сама истина!