Назад к списку

«Не уходи, побудь со мною...»

 «Когда в груди терзания и муки

 И счастия несбыточного жаль, 

Лишь музыки серебряные звуки 

Снимают как рукой мою печаль». 

В. Шекспир 

«Не уходи, побудь со мною…» -взывала к невидимому зрителям, но живущему в сердце оперной дивы объекту её душевных мук, певица. Это стихотворение, ставшее затем романсом, автор, Николай Владимирович Зубов посвятил знаменитой певице, королеве русского романса Анастасии Вяльцевой. Дочь орловской крестьянки, в юные годы она работала младшей горничной в гостинице на Крещатике. Однажды там остановилась известная оперная прима Серафима Бельская. Услышав пение убиравшей её номер девушки, она была поражена её талантом и составила протекцию в театральных кругах. Первое сольное выступление Вяльцевой состоялось в Москве в 1897 году. Ей было двадцать шесть лет. Уже тогда определилась ее знаменитая творческая манера: она пела ярко, легко, свободно. Ее называли «певицей радостей жизни», потому что песни в свой репертуар Анастасия Дмитриевна придирчиво отбирала сама, отвергая те, в которых были слова «смерть», «разлука», «печаль», «горе», «тоска». «Вот что значит истинный талант! Вот где душа гения, озаренная божественным отражением», - восхищённо говорил И.Е. Репин.Ночи безумные, ночи бессонные,Душные комнаты, пенье цыганское;Страстные речи, глаза утомленные!Смятые розы в бокалах шампанского! Этот романс прославил Вяльцеву. Она вспоминала: «Раздались аплодисменты, крики «бис»… Полетели на сцену студенческие фуражки… Когда я выходила из театра, меня окружили курсистки, схватили мои руки и стали целовать… Я приехала домой опьяненная успехом, и всю ночь мне снились только эти цветы, студенческие фуражки». Неизвестный поклонник преподнёс певице огромную корзину роз с надписью: «Москва признает тебя своею». Среди ослеплённых талантом восходящей примы был тридцатилетний чиновник, сын губернского секретаря (один из низших чинов в табели о рангах Российской Империи) Николай Владимирович Зубов. С детских лет он тянулся к музыке, к которой пристрастил его меломан-дядя, часто собиравший в своём вологодском доме хор, которым руководил сам. Так как семья Зубовых жила в большой бедности, Николай Владимирович не смог получить музыкального образования и даже не знал нот. При этом он был удивительно талантлив, имел превосходную память и всё, что слышал, мог сразу сыграть «на слух», спеть любую мелодию из многих опер, а свои сочинения исполнял на рояле наизусть, и его товарищи записывали их нотными знаками.Встреча с Анастасией Вяльцевой открыла новую страницу в творчестве молодого композитора, вспыхнувшее чувство вдохновило его на создание десятков романсов, большая часть которых были посвящены его музе и исполнены ею.Свой самый знаменитый романс «Не уходи» Николай Владимирович написал в 1899 году, в год своего знакомства с Вяльцевой. К сожалению, чувство Николая Владимировича осталось без взаимности... Сердце Анастасии Вяльцевой было отдано блестящему гвардейскому офицеру Бискупскому. Его родители, аристократы, отнеслись к крестьянскому происхождению снохи спокойно и без колебаний благословили молодых.Однако брак этот долгое время держался в секрете, так как подобный мезальянс мог повредить военной карьере Василия Викторовича. Их тайну знали лишь немногие близкие друзья. Николай Зубов, в течение шести лет трепетно обожавший Анастасию Дмитриевну и посвящавший ей все свои произведения, узнал эту тайну лишь, когда грянула Русско-Японская война...В 1904-м году Вяльцева разорвала контракт на огромную по тем временам сумму в 26 тысяч рублей и отправилась на фронт рядовой сестрой милосердия. Василий Викторович был тяжело ранен и, наотрез отказавшись от эвакуации в тыл, лежал в госпитале. «Сестрица Анастасия» выхаживала его и других раненых, работая без устали и скрывая своё настоящее имя. Впрочем, долго сохранять инкогнито не получилось, знаменитую певицу узнали и упросили дать в Харбинском Летнем театре концерт «в пользу увечных и семейств убитых нижних чинов Заамурского округа», имевший грандиозный успех.Брак Вяльцевой и Бискупского стал достоянием общественности. Как и следовало ожидать, конногвардейское начальство не одобрило мезальянса, и Василию Викторовичу пришлось уйти из полка. Когда Анастасия Дмитриевна отправилась на Дальний Восток, Николай Зубов посвятил ей свой последний романс с говорящим названием «Я хотел тебя забыть…». Как сложилась судьба композитора-самородка дальше, неизвестно. После 1906-го года следы его теряются. Может быть, Николай Владимирович, щедро даривший свою душу, вкладывая её в создаваемые произведения, просто исчерпал себя, допел свои песни и замолчал, может быть, не встретилось музы, равной Вяльцевой, которая бы вдохновила его на новые шедевры, а, возможно, ранняя смерть унесла композитора в расцвете лет... Но остался пронзительный романс «Не уходи», который до сих пор непременно включают в свои программы почти все исполнители этого жанра, неувядающего жанра романса. Сейчас он звучал в исполнении Ольги Головановой.Об Ольге Головановой:Ольга Голованова – классическая вокалистка (меццо-сопрано), она – выпускница российской академии музыки им. Гнесиных, солистка международной ассоциации «Мир музыки», лауреат международных конкурсов в Париже и Барселоне, лауреат российского конкурса «Арбатский романс».Ольга Голованова – солистка фонда «Таланты мира»Фонд «Таланты мира» под руководством Давида Гвинианидзе является одной из лучших концертных организаций России, которой удается с успехом решать одну из сложнейших задач современности – популяризировать красоту вокальной классической музыки.Фонд «Таланты мира» стремится своими проектами развивать интеллектуальный и духовный потенциал человека, восстанавливать и пропагандировать утерянные традиции русского вокального искусства. Фонд ставит своей целью обращать внимание широкой зрительской аудитории к неиссякаемой сокровищнице мировой оперной классики через развитие культурных ценностей, реализовывать программу демократии и нравственной солидарности человечества, что отражено в девизе фонда «От культуры мира - к миру на планете». Каждый проект фонда «Таланты мира» – это уникальное явление, грандиозный праздник, конгломерат оригинального режиссерского замысла и высочайшего исполнительского мастерства. В концертах принимают участие звезды лучших оперных театров мира, а палитра самих проектов поражает разнообразием: от сугубо классического концерта, посвященного творчеству великого композитора или исполнителя, до легкого зажигательного праздничного концерта, составленного из суперпопулярных произведений вокальной классики. Ольга Голованова, каксолистка фонда «Таланты мира», с другими артистами – солистами этого фонда много гастролировала по стране, выступала с такими замечательными артистами, как Александр Ведерников, Ренат Ибрагимов, национальным академическим оркестром им. Осипова(Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Николая ПетровичаОсипова — один из старейших оркестров России). В репертуаре О. Головановой и оперные арии, и песни, и романсы. И вот долгожданная встреча, на которую пригласила красноармейцев заслуженная певица. Зрителей ожидала встреча с удивительным проектом Ольги Головановой – с фейерверком классических шедевров в музыкальном салоне «Осенняя феерия». «В программе концерта прозвучат только самые яркие классические шлягеры. Приглашаем вас окунуться в атмосферу праздника высокого искусства!», - значилось на афишах. Действительность, то есть сам концерт, не только не погрешила ни на йоту против объявленного в рекламе, но превзошла все ожидания. Тщательно подобранные музыкальные произведения, продуманный до мелочей их порядок построения в программе концерта,подача каждого произведения, арии, романса: Антонио Вивальди «Vieni, vieni», Джулио Каччини«AveMaria», Александр Львович Гурилев, Михаил Иванович Глинка, Петр Петрович Булахов…Что касается самого исполнения жемчужин классической музыки, то тут возможны лишь эпитеты в самой превосходной степени – безукоризненно, блестяще, блистательно! Не будет преувеличением сказать, что певица не пела арии и романсы, а проживала их, пропустив через самое сердце. Ольга Голованова - из тех редких исполнительниц, что не следят за тем, как они выглядят внешне во время исполнения вокальной арии, но передают множеством тончайших нюансов внутреннее состояние героини исполняемого произведения. Это то самое, что «цепляет» слушателей, заставляя их сопереживать, терять ощущение реальности, вызывает комок в горле. Высочайшее филигранное вокальное исполнительское искусство Ольги Головановой дополняло столь же безукоризненное исполнение фортепианного аккомпанемента лауреатом международных конкурсов, преподавателем Волгоградской консерватории имени П.А. Серебрякова Олесей Удаловой. Дуэт инструмента и живого голоса был на грани нереального созвучия. Зрители, которым посчастливилось в непогодный первый день последнего осеннего месяца попасть на концерт «Осенняя феерия», долго не отпускали певицу, ещё и ещё раз вызывая её на «Бис». Их не останавливало ни то, что концерт и так длился почти два часа; что в зрительном зале этно-культурного центра (ЭКЦ) «ДК «Судоверфь» было бодряще свежо, из-за чего зрителям пришлось вопреки всем правилам хорошего тона сидеть в верхней одежде, они были под большим впечатлением от встречи с подлинным искусством. Талант авторов музыкальных классических шедевров, помноженный на талант исполнителей – вот простая формула обыкновенного чуда, имя которому – искусство, доступное всем и каждому, кто пойдет на его зов. Обыкновенное чудо – Ольга Голованова, многократная обладательница Гран-При, лауреат Международных и Всероссийских конкурсов, солистка Фонда «Таланты Мира», солистка Международной Ассоциации «Мир музыки», наша современница, наша землячка.Елена Серебренникова, методист МВЦ