Назад к списку

Опять метель...

 Как и было обещано в рекламе, мела метель. Мела в музыкальных иллюстрациях Георгия Свиридова к одноименной повести Александра Сергеевича Пушкина. Мела непосредственно в повести поэта, которую под мягко струящимся светом торшера с приставкой «ретро»,читала ведущая. Читала, естественно, вслух, потому что в зале Молодёжного досугового центра «Ровесник» сидели зрители, которые специально пришли на спектакль-концерт, подготовленный педагогами Детской школы искусств № 2 и сотрудниками музейно-выставочного центра Красноармейского района.«Метель» Пушкина30-е годы XIX века – эпоха расцвета пушкинской прозы. В это время один за другим возникают шедевры: «Повести Белкина», «Дубровский», «Пиковая дама», «Капитанская дочка». Русская литература XVIII – начала XIX веков была преимущественно стихотворной. Проза воспринималась, как низкий жанр. В центре литературы стояла ода – торжественная стихотворная форма. Первым, кто вывел прозу как жанр, сопоставимый по значимости со стихотворной формой, был Карамзин. Позвольте небольшое отступление.В доме своих родителей в детстве Пушкин не раз видел Карамзина. Сергей Львович Пушкин, дядя поэта, вспоминал позднее, как во время одного из визитов Карамзина, малолетний Пушкин «вслушивался в его разговоры и не спускал с него глаз».С семьей Карамзиных общение Пушкина началось 25 марта 1816 в Царском Селе.«Сердечная приверженность», - вот как позже, десять лет спустя, определит поэт свои чувства во время тех встреч.Сам же Карамзин сообщает Вяземскому, что его посещают «поэт Пушкин, историк Ломоносов», которые «смешат добрым своим простосердечием. Пушкин остроумен».Именно в этот момент происходит эпизод, который сложившиеся отношения подвергает испытанию: 18-летний Пушкин пишет любовное письмо жене историографа, 36-летней Екатерине Андреевне Карамзиной. По свидетельству российского историка и литературоведа Петра Ивановича Бартенева:«Екатерина Андреевна, разумеется, показала её (любовную записку) мужу. Оба расхохотались и, призвавши Пушкина, стали делать ему серьезные наставления. Все это было так смешно и дало Пушкину такой удобный случай ближе узнать Карамзиных, что с тех пор он их полюбил, и они сблизились». Продолжим. За Карамзиным, сумевшим вывести прозу на уровень стихотворной значимости той поры, Пушкин хочет добиться простоты и естественности в повествовании. Восполнить этот пробел были призваны «Повести Белкина», где писатель блестяще справляется с поставленными задачами.Образцом подлинной прозы считал «Повести Белкина» Лев Толстой, он советовал их перечитывать постоянно. Пушкин написал произведение, которое отличала широта взгляда на жизнь и на человека. Он смог показать жизнь в целом, с ее конфликтами и противоречиями, счастьем и трагизмом. «Метель» - произведение, которое обличает эгоизм, легкомыслие, непочитание старшего поколения, родителей. Каждый из героев повести повинен в каком-либо из этих проступков. Чем провинились герои? Владимир – тем, что попытался украсть единственную дочь из родительского дома. Сыграв на ее привязанности к любовным романам, он предлагает ей бежать из дома. Маша провинилась тем, что собиралась выйти замуж без благословения родителей. В то время это считалось большим грехом. Бурмин тоже провинился: он жестоко подшутил над неизвестной девушкой. В итоге все герои наказаны судьбой. Причем, Владимир, как нераскаявшийся в «преступлении», несет самое жестокое наказание – умирает. Маша и Бурмин страдают в течение четырех лет. Они обретают надежду на счастье, повинившись в проступке – этим заканчивается повесть. Почему Пушкин назвал свою повесть «Метель»? Метель является таким же действующим лицом повести, как и Маша, Владимир и Бурмин. Метель пытается остановить Машу от неверного шага, препятствует Владимиру добраться до церкви, приводит Бурмина к Маше, находящейся в полуобморочном состоянии перед алтарем.И хоть восприятие метели у всех трех героев разное – их роднит одно: все отмечают неумолкающий характер стихии. Судьбоносный случай – вот что такое метель. Пушкин, герои повести которого ощутили на себе действие стихии, всегда верил, что именно случай играет основополагающую роль в жизни человека. Именно поэтому метель писатель выносит в название повести – так еще раз подчеркивается ее решающая роль в описываемых событиях и судьбах героев."Метель" в музыке Строки «нашего всего» Александра Сергеевича, летящие со сцены «Ровесника» в зал, были вставлены в изумительные мелодии известного русского композитора Георгия Васильевича Свиридова, подобно тому, как вставляют в оправу драгоценные камни. От этого сочетания, переплетения текста и музыки,обе составляющие только выиграли, взаимно обогатив, дополнив друг друга. Известно, что повесть «Метель» легла в основу фильма, композитором на который был приглашен Георгий Свиридов. К повести Пушкина «Метель» он написал такое музыкальное сопровождение, которое предельно точно раскрывает психологическое состояние героев: отчаяние, тревогу, надежду на счастье. Свиридов вводит формы, которые не употреблял Пушкин. Например, «Романс», который придает колорит произведению, показывает романтичные настроения Маши и Владимира. «Тройка», «Вальс», «Венчание»…Невероятно красивые мелодии, едва уловимый легкий перезвон бубенцов, романсовые интонации, бытовавшие в начале XIX века, нежнейшие напевы, истинно русская музыка – все это делает произведение Свиридова «Метель» одной из жемчужин классической музыки. А что получится, если объединить пушкинский литературный перл со свиридовской музыкальной жемчужиной? Этим вопросом задались педагоги ДШИ № 2 Марина Мамонтова, Екатерина Литвинова, Анастасия Худоногова, Анна Комагорова и Марина Пешкова. Подумали-подумали, да и пришли с предложением поставить такой совместный эксперимент на сцене МДЦ «Ровесник» к коллегам и партнерам по прошлым совместным мероприятиям – сотрудникам музейно-выставочного центра. Предложение было принято на «Ура!», пошла подготовительная работа, репетиции… И вот в Молодежном досуговом центре «Ровесник» зрители становятся свидетелями воплощенной задумки. Вернее, не просто зрителями, они ощущают свою сопричастность к происходящему на сцене. Декламация вкупе с фортепианной игрой в четыре руки и флейтой, а известно, что звучание флейты напоминает о волшебстве. Недаром в фольклоре и сказках многих народов флейта занимает особое место, ее часто наделяют мистическими свойствами. Мелодичное звучание флейты в руках опытного музыканта способно не только подарить эстетическое удовольствие, но и просто заворожить своей выразительной и пронизывающей музыкой, которая, кажется, попадает нам прямо в сердце, как и случилось в тот памятный «метельный» вечер в «Ровеснике». Всё закончилось, как и должно было закончиться: Бурмин - у ног Маши, фортепианный дуэт двух Марин – Пешковой и Мамонтовой исполняет, прощаясь со зрителями, «Вальс» из сюиты Г. Свиридова «Метель», а на экране кружит метель из фильма Владимира Басова. Потрясенные и просветленные зрители буквально искупали артистов в аплодисментах. Ведь читал-изучал эту самую «Метель» в рамках школьной программы, и музыку Свиридова большинство из нас узнает по первым тактам, а вот соединили читанное-перечитанное со слышанным-переслышанным и…случилось чудо. Обыкновенное чудо! Не спеша, неохотно зрители покидают зрительный зал. Возбужденные, не остывшие от только что совершенного ими самими, прощаются друг с другом артисты, унося домой старенький уютный торшер. И те, и другие идут улицами района по своим личным «домашним» маршрутам, ничем не выделяясь из толпы прохожих. Но внутри каждого звучит музыка, перекликаясь с современными мотивами: «Опять метель, и мается былое в темноте…»