Назад к списку

От гуслей струн до струн души

  Как верно подмечено Есениным: «О любви в словах не говорят, о любви вздыхают лишь украдкой, да глаза, как яхонты, горят». То же самое можно сказать и о стихах, ведь о них в словах сказать, конечно, можно, но самих стихов не будет, не случится… Как? Как! Ну, как можно перевести на язык сухой, пресной, без эмоциональной прозы, например, вот эти строки: 

 «А на пляже дрожали две тени 

Взаговорческом свете луны, 

Прикоснуться друг к другу не смея 

И не смея коснуться волны. 

 Не снимая одежд своих даже, 

Обнажали сюжеты свои, 

Рисовали картины на пляже 

Неразбавленной краской любви. 

 А грозы еле слышимый рокот, 

 А грозы еле видимый свет 

Обличали волнительный шепот - 

 Двух тайком убежавших секрет. 

 Но не веря словам о разлуке, 

 Не считали минут до дождя... 

 И держали друг друга за руки, 

 По песчаной косе уходя». 

 Понятно, что этого сделать невозможно, да и не нужно. Тем, кому музыка стиха дороже многих благ земных, достаточно было прочесть афишу очередной встречи в творческой гостиной музейно-выставочного центра. Прочли и пришли в пятницу 20-го декабря в гости к удивительной юной диве, в которой сочетается столько талантов, что, кажется, Господь Бог не просто поцеловал её в темечко, а вложил в это поцелуй нечто большее. Увы, бывает, что люди, наделенные несомненным талантом, отчего-то не реализуют себя, или реализуют не полностью. И наоборот, человек, который уже заявил себя в каком-то деле, профессии, оказывается талантлив и в других областях творчества. Классический пример – наш любимый кинорежиссер Георгий Данелия, познакомивший нас и с Мимино - Валико, и с жителями планеты Плюк в галактике Кин-дза-дза, неоднократно доказавший свою гениальность в киноработах, был очень и очень неплохим рисовальщиком. Его миниатюры, рисунки, зарисовки точны, порой непредсказуемы, но всегда интересны. А великий Чарли Чаплин, который нередко сам писал музыку к своим кино шедеврам. Можно продолжать, но вернёмся в пятницу 20-го декабря под уютную и гостеприимную крышу творческой гостиной музейно-выставочного центра. Итак, в зале изобразительного искусства МВЦ, где только что начала работать выставка волгоградских художников «Магия зимы», собрались зрители – любители поэзии и друзья музейно-выставочного центра. За круглым ретро столом, накрытым шелком шитой ретро скатертью, их встречала та, чей поэтический талант, чьё приглашение встретиться на программе «Сердца, благословленные любовью», привели красноармейцев в МВЦ – Наталья Николаевна Грибанова. Наталья Николаевна благополучно и счастливо занимается творчеством с самыми маленькими художниками и мастерами декоративно-прикладного искусства, проживающими в Красноармейском районе. На протяжении всего года из воскресенья в воскресенье, главное, в любую погоду наблюдается одна и та же картина – юные дарования с папами-мамами, спешащие на занятия в музейно-выставочный центр. Она, их любимая наставница, уже там, подготавливает – организует рабочее место для юных творцов прекрасного. И вот уже в небольшом помещении мастерской, где как-то умудряются разместиться все, закипает работа по созданию очередных детских декоративно-прикладных шедевров – аппликаций, работ в технике пластилинографии и т.д. И в помещении, где свершается это индивидуально-коллективное творчество, стоит такой шум, такая трескотня детских звоночков-голосов, что, услышь эту какофонию стая саранчи, однозначно, онемела бы от неожиданности. Наталья Николаевна, лавируя между столов и мольбертов, успевает всё – подсказать, поправить, помочь, ответить на многочисленные вопросы и к концу занятия у каждого её подопечного имеется новая законченная работа – хоть на стену вешай, хоть бабушке любимой неси в подарок. Но в пятницу 20-го к Наталье Николаевне пришли не как к педагогу, художнику и мастеру ДПИ. К ней пришли, как к поэту, и поэту незаурядному, а самобытному и искреннему. Почитатели поэтического дара Натальи Грибановой уже бывали прежде на подобных встречах в МВЦ, нынешняя – третья. А те, кто впервые перешагнул порог творческой гостиной, были и такие, не разочаровались в выборе вечернего занятия. Среди магии зимы на полотнах художников, среди керамики и терракоты скульпторов возникала, завораживала, уводила за собой магия стиха. Чтение было авторским, поэтому и читалось и воспринималось поэтическое чтиво зрителями столь пронзительно, что, когда наступала пауза-передышка в чтении, то ощущался общий выдох зрительного зала. Ну, знаете, это избитое выражение: «… слушали, затаив дыхание». Так вот тут был тот самый случай, когда дыхание, действительно, непроизвольно придерживали, дабы не нарушить той самой магии стиха. 35 стихотворений поэта, прозвучавшие в тот вечер, были разделены – сгруппированы в определенные тематические блоки, которые отделялись один от другого…песнями. Причем, песни тоже были авторскими, а автор – всё та же Наталья Грибанова, впервые представившая на суд зрителей свои музыкальные «пробы пера». Пожалуй, самым удивительным в песнях Грибановой было их сопровождение. Инструментальным сопровождением своих музыкальных опусов Наталья Николаевна выбрала…ГУСЛИ! Да, вот так, просто гусли. Где взяла столь неординарный инструмент? Кто научил играть на нём? Ответ был очевиден – в зале был человек, хорошо известный в Красноармейском районе именно потому, что он не только учит игре на гуслях, но и сам их делает. Зовут его Игорем Даниловичем Старостенко. Белорус, горячо любящий свою белую Русь, влюбленный в народную песню, обладатель прекрасного голоса, музыкант и, главное, человек большой души и огромного сердца. Игорь Данилович волновался за свою ученицу, переживая едва ли не больше её самой. А когда закончился последний стихотворный блок, и была спета последняя песня, то Игорь Старостенко, облачившись в традиционный национальный белорусский наряд, спел-подарил всем собравшимся в творческой гостиной песню во славу древнего славянского праздника – Колядок (Коляды).Известно, что 21-22 декабря - День зимнего солнцестояния. Этот же день считался Рождеством Бога Коляды. Считалось, что с этого момента время поворачивается к весне. Нужно ждать Весну. Заканчивается Корочун (темный период) и рождается Светлый. И вот уже весь зал, ведомый Старостенко, и под его гуслярное сопровождение поёт «Коляду», попав уже в третью магию, а, может, и четвертую – струны гуслей, картины и скульптуры художников, стихи Натальи Грибановой, славянские мотивы, пробужденные Игорем Старостенко… Сердца, благословленные любовью, и магия - от гуслей струн до струн души. 

Жемчужно-сизый небосвод

Опустит руки мне на плечи

И тихо прошуршит: 

"До встречи, 

Я буду снова через год". 

И тихо-тихо... Тишина 

Меня укроет палантином, 

И путь прямой покажет в зиму... 

И тихо прошуршит: "Пора... "