Назад к списку

Интеллигенты

Ключевые слова нашей сегодняшней виртуальной экскурсии по выставке «И образы прекрасные Вселенной…» могут звучать так: «семейная пара» и «интеллигенты». В добром старом, «засмотренном до дыр» приключенческом телефильме «Не бойся, я с тобой!» главный злодей Джафар излагает свою точку зрения на суть явления «интеллигент» в…песне, что в прозе звучит примерно так: «Интеллигент – человек, защищенный от жизни только очками и женой». В песенном варианте автор слов, непостижимый и неподражаемый Алексей Дидуров, говорит: 

 «…Он хочет переспорить пистолет 

Такой большой, а как дитя – интеллигент! 

 Но он противник, лучше не бывает 

Ты упадешь, а он не добивает 

Ударишь в спину и не ждешь ответ 

Интеллигенту от себя спасенья нет». 

 Парадокс: слово «интеллигент» часто упоминается в повседневной речи, но мало кто может объяснить его значение. Обратимся к Солженицыну: «…я хорошо помню…этот открыто светящийся интеллект, этот своеобразный и необидный юмор, эту лёгкость и широту мысли, непринужденность переключения из одной…области в другую,…от техники – к обществу, к искусству. Затем – эта воспитанность, тонкость вкусов; хорошая речь, плавно согласованная и без сорных словечек; у одного – немножко музицирования; у другого – немножко живопись; и всегда у всех – духовная печать на лице» (А.И. Солженицын «Архипелаг ГУЛаг», часть I, глава 5). Так тонко и верно подмечены Александром Исаевичем знаковые особенности интеллигентов, что лучше и не скажешь. Убедимся в этом, заглянув в Википедию. «Интеллигентность — сочетание умственных и этических достоинств человека, выражает высокий уровень умственного развития и нравственной культуры личности», - сообщает нам интернет-всезнайка. Зачем столь подробно мы разбираемся в понятии «интеллигент»? Ларчик открывается очень просто – герои нашей сегодняшней встречи – настоящие интеллигенты. Помните у Солженицына: «…у одного – немножко музицирования; у другого – немножко живопись…». Будто Нобелевский лауреат писал эти строки, имея в виду семью Понятовых. Семью, которая дала Досуговому этнокультурному центру «Судоверфь» сразу двух руководителей кружков – руководителя кружка декоративно-прикладного творчества «Мир декоративных идей» Ольгу Алексеевну Буданову и руководителя кружка «Поющие гитары» Григория Алексеевича Понятова. Но прежде, и это главное, семья Понятовых дала нам всем возможность совместно работать, дружить, общаться с двумя талантливыми людьми, знакомиться с их творчеством.Брат Григорий Алексеевич Понятов назвал свой кружок «Поющие гитары» (Привет 70-е!) и этим сразу обозначил род кружковых занятий – вокал и игра на инструменте, в данном случае – на гитаре. Для того чтобы преподавать, передавать своим воспитанникам приёмы и секреты мастерства, конечно, прежде всего, самому надо быть мастером. Чтобы убедиться в высокой степени вокального и инструментального мастерства Григория Понятова, зайдите на странички нашего учреждения МБУ «Центр культуры и молодёжной политики Красноармейского района Волгограда» в социальных сетях, и послушайте, как исполняет любимые песни Григорий Алексеевич, аккомпанируя себе на гитаре. Уверяю, разочарования исключены, вы получите удовольствие, а, может, и поддержите артиста, подпевая ему. В музейно-выставочном центре некоторое время назад Григорий Понятов вёл занятия по рисованию для детворы. Как было интересно слушать его разговоры с ребятами! Их рассуждения, какие-то совместные поиски истины с малолетними «почемучками, в результате коих следовали маленькие, но всё-таки открытия. Манера общения с детьми у Григория Алексеевича настолько притягательна, интересна, доверительна, что и взрослый бы не отказался сесть за рисовальную доску, прежде всего, для того, чтобы ощутить роскошь человеческого общения с интересным собеседником. Понятов умеет увлечь, увести за собой в прекрасный мир искусства – музыкального, вокального, изобразительного, архитектурного… «А при чём здесь архитектура?», - возможно, удивится кто-то из наших читателей. А вот архитектура-то здесь, как раз у места, так как по образованию (диплому) Григорий Понятов – архитектор. Вот ведь казус какой – архитектор, а даёт уроки игры на гитаре; дипломированный специалист, а служит делу, которое освоил самостоятельно, однажды и навсегда «заболев гитарой». Кстати, заметим, что архитектор Понятов, сменивший чертёжный кульман на тот самый струнный щипковый инструмент, который является непременным атрибутом барда или менестреля, отнюдь не самый большой оригинал в среде архитекторов. Судите сами – профессиональное архитектурное образование получили в своё время такие известные люди, как российский певец и автор песен Пётр Налич; рок-музыкант, лидер групп «Наутилус Помпилиус» и «Ю-Питер» Вячеслав Бутусов. Серей Шнуров («Шнур»), российский рок-музыкант, закончил ЛИСИ (СПБГАСУ) – Ленинградский инженерно-строительный институт. Непростым был путь к диплому архитектора у лидера рок-группы «Машина времени» Андрея Макаревича. И всё-таки после отчисления из ВУЗа Макаревич восстановился в МАРХИ (Московский архитектурно-художественный институт) на вечернем отделении, и окончил его в 1977 году с дипломом художника-графика. Архитектор и папа «Кин-дза-дзы» Георгий Данелия. Можно продолжать и продолжать, назовём ещё лишь одно имя – Андрей Вознесенский — русский поэт, прозаик, художник, архитектор. Один из самых известных поэтов-шестидесятников. Отличная компания! Как было сказано выше, если берёшься за преподавание, то будь любезен в совершенстве знать тот предмет, которому учишь. Так вот те уроки живописи для детей, которые давал Григорий Алексеевич, давал не архитектор Понятов, не руководитель кружка «Поющие гитары», а художник Понятов. Доказательства? Мы найдём их на той же выставке «И образы прекрасные Вселенной…», что экспонируется сейчас в музейно-выставочном центре, о которой мы уже рассказывали, знакомя вас с самодеятельными художниками – участниками выставки и их работами. Давайте познакомимся с картинами Григория Понятова. Их немного, все они разные – по тематике, настроению, колориту. И всё-таки осознаёшь, что написаны они, особенно пейзажи, одним автором, потому что живописные пейзажи Понятова вызывают впечатление некоей ирреальности. Сравните между собой картины «Летний островок», «Декоративный пейзаж» и «Африканский пейзаж» - все они как бы пропущены через призму той самой ирреальности, в результате чего обычные деревья становятся сказочными великанами. Так и ждёшь, что они сейчас оживут, как у Александра Роу в «Морозко». Длинноногую девчонку тропинка ведёт ни то к дубу, ни то, к баобабу, а, может, и вовсе к какому-то диковинному дереву-кактусу или дереву-облаку («Декоративный пейзаж»). Перекликаются между собой ещё две картины самодеятельного художника – это «Светящиеся лилии» и «Скалы на закате». Объединяет их в одну группу, конечно, холодный колорит, (смотрите наши «Уроки красоты») и всё та же инопланетная подача. Опять просится сравнение с «Планетой бурь», «Туманностью Андромеды»… А вот портрет мамы художника, конечно, отличается от предыдущих картин, о которых велась речь. Удивительно тёплый нежный колорит, в котором написана картина, располагает к созерцанию человека, главной чертой которого, безусловно, является доброта, сквозящая в глазах, в улыбке, во всех чертах этого милого лица матушки Григория Алексеевича. Прислонилась к стволу высокой пальмы тоненькая пышноволосая островитянка…Зрителям остаётся только гадать, что это за остров и где он находится, потому что размечтавшуюся о чём-то своём, девичьем, островитянку не смущает полное отсутствие одежды. Может, это необитаемый остров? Тогда как занесло на него эту юную мечтательницу? Чем дольше смотришь на картину-загадку «Островитянка», тем больше хочешь узнать о её героине, продолжая при этом наслаждаться красотой человека и природы в их гармоничном переплетении. В завершение, хочется воскликнуть вслед за Есениным, чуть подправив: «Пой песню, Понятов, пой…», - и добавить уже от себя – «…и рисуй. Рады встрече с тобой!». Потому что главное качество, которое необходимо артисту – индивидуальность. Умение создать на сцене (на холсте, картоне, ДВП) свой собственный мир, далекий от быта и повседневности, мир чувств, куда зрителю хотелось бы отправиться за тобой. Все настоящие Артисты / Художники в какой-то степени рассказывают нам о своей судьбе, о том, что волнует и что было пережито лично ими. Только этим, пожалуй, и может быть интересен человек, выходящий на сцену, берущий в руки кисть. Всё это у Григория Алексеевича Понятова есть.Сестра Во всём под стать брату его родная сестра - Ольга Алексеевна Буданова, руководитель кружка декоративно-прикладного творчества «Мир декоративных идей». Под стать и по человеческим качествам, и по тяге к творчеству во всех его декоративно-прикладных и живописных проявлениях. Общение с Ольгой Алексеевной – праздник этики и этикета: такт, деликатность, мягкость, внимательное отношение к собеседнику, содержательность самой беседы, сдержанность, внутреннее достоинство, что объединено выше в одно слово – интеллигентность. Плюс неоспоримый талант. Свидетельство тому – многочисленные награды (дипломы, грамоты, благодарственные письма) за участие в проектах, конкурсах, выставках и концертных программах. И как педагог дополнительного образования, которым Буданова являлась в течение ряда лет, и как руководитель кружка детского рукодельного творчества, Ольга Алексеевна неоднократно была награждена: «За творческий вклад в воспитание подрастающего поколения» на XIV Международном фестивале «Детство без границ» (2012 г., Москва); «За высокий уровень подготовки учащихся» в областном конкурсе детского творчества «Первый штрих» (2015 г., Волгоград) и других. Помните, мы уже говорили: прежде, чем учить мастерству, надо самому быть Мастером. Ольга Алексеевна Буданова, безусловно, большой Мастер в своём декоративно-прикладном мастерстве. Опять призовём в свидетели награды, полученные Ольгой Алексеевной, но уже, не педагогом, а мастером ДПИ: 2012 г. – грамота за активное участие в 19-й областной выставке декоративно-прикладного творчества «Диво дивное»;2012, 2013 гг. – благодарственные письма за активное участие в Фестивале «Страна чудес» - в 4-й и 5-й Всероссийских специализированных выставках;2015 г. – грамота и третье место в III городском фестивале самодеятельного художественного творчества среди работников МОУ Волгограда «Сталинградская осень»;2019 г. – диплом за участие в выставке ДПИ в рамках областного фестиваля самодеятельного художественного творчества «Волжские зори». Помимо признания и высокой оценки творчества Ольги Будановой профессионалами, у каждого из вас, друзья, есть возможность убедиться в этом самим. Во-первых, найдите в социальных сетях на страницах нашего учреждения культуры мастер-классы по изготовлению «Цветка Победы», «Пасхального яйца», декоративной росписи бутылки в стиле абстракционизм, которые ведёт Ольга Алексеевна. И, во-вторых, оцените высокий уровень мастерства тех работ Будановой, которые она предоставила на выставку «И образы прекрасные Вселенной…». Давайте рассмотрим их вместе, подивимся яркости нарядов деревянных розовощёких подружек – Матрёшки и Неваляшки и росписи декоративных бутылок; полюбуемся блеском рябиновых ягод («Натюрморт»), хрупкой нежностью первых весенних цветов («Тюльпаны»), пышностью и изяществом роз на декоративной разделочной доске. Вслушаемся в шум водопада на одноимённой картине, не сразу поняв, что картина написана не красками, а…пластилином, то есть работа выполнена в технике пластилинографии. А картина «Голубая сорока», написанная акрилом на холсте, интересна содержанием, точностью момента, выбранного самодеятельным художником Ольгой Будановой. Художник запечатлел свою сороку в момент, когда она лакомится, осторожно склёвывая с веток ярко-оранжевые ягоды. Глядя на «Голубую сороку» Будановой вспоминаешь, что многие легенды, песни, сказки посвящены именно этому пернатому созданию. По преданию человек, который хотя бы один раз в своей жизни подержал в руках эту птицу или прикоснулся к ней, обретает счастье до конца своих дней. Но, по большому счету, такая птица счастья – не более, чем мифологический вымысел. В реальности же голубая сорока – обычная, но чудесная из-за необычной окраски оперения птичка. Людям свойственно верить в чудеса. Одно из подобных чудес – голубая сорока. Нельзя не обратить внимания, на деревянные декоративные браслеты: один глубокого, практически черного цвета с ярким цветочным орнаментом, другой – зелёное поле, усыпанное желтоглазыми ромашками с белыми лепестками. Точёная деревянная фигурка девицы-красавицы в кокошнике и красном нарядном сарафане («Не шей ты мне, матушка, красный сарафан, не вводи, родимая, попусту в изъян»), пара часов, декорированных вписанными в круг яркими картинами; ещё картина, стоящая отдельно на мольберте, про которую и сказать нужно отдельно. На картине изображён православный храм. И первое, что приходит на ум, это то, что церковь на картине Ольги Будановой удивительным образом перекликается со всемирно известной Церковью Покрова на Нерли, что белым маяком возвышается на рукотворном холме над заливным лугом, будто указывает путь странникам. То же ощущение возникает и у зрителей, которые знакомятся с картиной Ольги Алексеевны Будановой. Разные работы, сюжеты, виды декоративно-прикладного творчества, живопись, роспись по дереву, по стеклу…Ольга Алексеевна Буданова – мастер, у которого есть чему поучиться. И они, её любимые ученики, учатся. Учатся мастерству, впитывая знания, перенимая опыт, постигая азы и законы творчества. Результат – налицо: воспитанники кружка «Мир декоративных идей» - активные участники и неоднократные призёры выставок, конкурсов, фестивалей уровня - от районного до международного уровня. В победе ученика – труд его наставника, Ольги Алексеевны Будановой.