Назад к списку

"Я леплю из пластилина..."

 «Я леплю из пластилина…» В 1977 году на телеэкраны страны вышел удивительно добрый, слегка ироничный фильм «Почти смешная история» с Ольгой Антоновой и Михаилом Глузским, в котором прозвучала песня Сергея Никитина на слова Новеллы Матвеевой, давшая название этой заметке. Да нельзя не согласиться с Новеллой Николаевной, когда-то написавшей: 

«Я леплю из пластилина. 

Пластилин нежней, чем глина. 

Я леплю из пластилина 

Кукол, клоунов, собак…»

 Возможно, с этим не согласится тёзка по отцу знаменитой поэтессы, прозаика и барда - Ольга Николаевна Ижаковская, руководитель студии декоративно-прикладного творчества «Страна рукоделия». Ведь Ольга Николаевна умеет и учит своих воспитанников лепить не только из глины и пластилина, но и из теста. А ещё, пройдя курс обучения в студии, учащиеся овладевают умением работать с новейшими материалами — папер-клей, цернит, пластик, керамическая флористика. Ведомые мастером Ольгой Ижаковской, учащиеся будут знать историю возникновения лепки из теста, научатся изготавливать объемные фигурки кукол, животных, игрушек, бытовые предметы, плоскостные композиции. За время обучения у воспитанников Ольги Николаевны формируется художественный вкус, развиваются фантазия и пространственное воображение, расширяется кругозор. Давайте познакомимся с Ольгой Николаевной Ижаковской, человеком крайне скромным и безгранично доброжелательным, поближе. Итак, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Ижаковская Ольга Николаевна имеет высшее педагогическое образование и по профессии – учитель технологии и предпринимательства. А вы знаете, что это такое? Вот и я не знала, поэтому заглянула в интернет, который мне тут же выдал озадачивший меня ответ: «Учитель технологии и предпринимательства – это специалист, который подходит к различным нестандартным ситуациям креативно (творчески)». Студент, избравший себе данную профессию в качестве дела, которому собрался служить, должен изучить в объёме требований ВУЗа и стандарта такие дисциплины, как иностранный язык, отечественная история, культурология, политология, правоведение, социология, русский язык и культура речи, философия, экономика, общие математические и естественнонаучные дисциплины, психология и педагогика и многое другое. Как же вышло, как получилось, что человек, получивший такие универсальные знания, работает с детворой от пяти до 13-летнего возраста, занимаясь с ними…лепкой, куклами, бумагопластикой? Улыбнувшись своей обезоруживающе доброй улыбкой, Ижаковская ответила, что во всём «виновата» дочь Настя, которую она, мама, отдала обучаться рисованию в детскую школу искусств №2. Водила Настю на занятия, водила, да увлеклась и сама. Нет, не рисованием и живописью, а гобеленом, да так сильно, что захотелось сделать свой гобелен, своими руками. И пошло-поехало: гобелен тканый, гобелен нетканый, лепка, бумагопластика, наконец, куклы. Куклы – особая любовь Ольги Николаевны. На выставке «И образы прекрасные Вселенной», что экспонируется сейчас в музейно-выставочном центре, и с которой мы знакомим вас в режиме виртуальности из-за вынужденного карантина, есть работы Ольги Ижаковской, конечно, куклы. На верхней полке выставочного шкафа подле друг друга расположились три женские фигуры. Помимо того, что все они женского рода, объединяющее их начало – мастер, который создал всю троицу. Вот прислонилась к стеночке «Принцесса». Красавица. Роскошное платье, высокая причёска – всё говорит о том, что во дворце идёт бал. Но почему у принцессы - творенья рук Ольги Николаевны, такой озабоченный вид? Просто: «Такая-сякая, сбежала из дворца, такая-сякая, оставила отца». А, может, и впрямь убежала? Возможно, это вариант Золушки, и вот-вот часы пробьют двенадцать раз. Может, это Принцесса из «Обыкновенного чуда», и не она, а от неё только что убежал Медведь? Так много вопросов, а ответ знает только кукольник-создатель. Рядом с Принцессой надула губки Барыня: зонтик, шляпа на широкой ленте небрежно заброшена за спину, туфельки на каблучках, нарядное платье с рюшами-розочками по подолу и рукавам… Ох, и модница! Ловлю себя на мысли, что кого-то мне эта девушка неуловимо напоминает. Третья девушка в этой кампании и вовсе японского роду-племени. Чёрные блестящие волосы, большие раскосые глаза и, как положено, на японке - шёлковое кимоно, подпоясанное широким поясом оби. Да, хороша Маша, хоть и не наша! Опять ощущение чего-то мне знакомого в лице, во всём облике куклы. Закрыл глаза очаровательно милый сплюшка-ангел, а рядом таращит зелёные глаза и орёт писаный красавец кот. Вот такая сладкая парочка. Почему-то вспомнилось, как Ольга Николаевна предлагала взять в дом котёнка. Ижаковская очень любит животных, все неравнодушные к братьям нашим меньшим люди. Во вселенной Монстр Хай есть дочь Человека-Мотылька, роскошная бабочка с крыльями, которые могут складываться – кукла Луна, чьё имя Луна Мотьюс произошло от английского слова Luna moth - лунный мотылёк. Этой девочке 16 лет, а её родители люди - мотыльки. Есть кукла Луна, созданная известной художницей по куклам Анжелой Суттер. Есть своя кукла Луна и у Ольги Николаевны Ижаковской. Брючный костюм, штиблеты, длинная нитка бус вкупе с огромными глазищами, действительно, можно подумать, что эта леди свалилась с луны. И, наконец, мохнатый белый медвежонок Тэдди с вязаным носом-пуговкой – добродушный и умилительный, которого сразу хочется взять в руки и потискать – совместное творение мамы и дочки Ижаковских. Да, прошли годы. Маленькая девочка Настя из девочки, берущей уроки живописи в ДШИ, выросла во вполне сформировавшегося мастера-живописца. На выставке «И образы прекрасные Вселенной…» есть картины Анастасии Ижаковской. 

 «Ты всегда красив, мой старый парк,- 

Солнце светит иль бушует вьюга. 

Я пришла к тебе, мой старый парк. 

Как на встречу с давним другом», - пела много лет назад Клавдия Ивановна Шульженко. Картина Анастасии Ижаковской «Парк» - словно иллюстрация к песне Аркадия Островского «Старый парк», где: «Сияет солнце ярко, и по аллеям парка брожу я, словно много лет назад…» От бездонного неба картины «Природа края» захватывает дух. Помните: «Над ним не было ничего уже, кроме неба, - высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нём серыми облаками. "Как тихо, спокойно и торжественно… ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». (Л.Н. Толстой «Война и мир». Монолог Андрея «Небо Аустерлица»). Следующая картина самодеятельного художника Анастасии Ижаковской имеет столь же лаконичное название, как и две предыдущие – «Море». Столь же лаконично содержание картины – обрывистый берег, выдающийся в море мыс с маяком на краю и бьющий в берег прибой. Вот и всё. Но ощущение, что до тебя достают солёные брызги прибоя, ты вдыхаешь морской воздух, вобравший в себя тысячу оттенков запахов раскалённой суши, солнца и водной стихии. Время от времени о море мечтают все: одни — по пути на работу в душной маршрутке, другие — разгребая кучу дел, еще кто-то — сидя на скучных лекциях или над учебниками. Кому-то приходится ждать встречи с ним годами, а кто-то имеет возможность видеться каждый день. Одним достаточно и нескольких часов, другим не хватает и недели наедине с ним. Море. Четыре буквы, в которых так много свежести, глубины, сладости и покоя. Вот что навеяла мне картина Анастасии Ижаковской. Что сказать о небольшой картине Анастасии «Розы»… А надо ли что-то говорить, вполне достаточно просто полюбоваться царицей всех цветов в интерпретации художницы. Возможно, лишь повторить вслед за Дмитрием Веневитиновым:

 «В глухую степь земной дороги, 

 Эмблемой райской красоты, 

 Три розы бросили нам боги, 

 Эдема лучшие цветы». 

 Я вдруг поняла, чей образ просматривался в куклах Ижаковской-старшей. Конечно, как в детях видны черты родителей, так в каждой из кукол сквозила она сама, их автор, их создатель, Ольга Николаевна Ижаковская.