Назад к списку

«Земля, зарождающая зори»-

 так сказал о Тибете поэт. И подметил:«Там "крыша мира" – сказочный Тибет, / Легенда и загадка всей планеты, /Загадочнее места в мире нет, /Чудес на свете много есть, но это!..» «Каждое утро, проснувшись, начинай с мыслей: «Сегодня мне повезло – я проснулся. Я жив, у меня есть эта драгоценная человеческая жизнь, и я не стану тратить ее впустую». (Далай-Лама XIV). Да, прав, тысячу раз прав поэт: только в Тибете, проснувшись, ты, возможно, последуешь мудрому совету Ламы и будешь радоваться тому, что имеешь – драгоценной человеческой жизни, чему здесь, в центре мегаполиса, находясь в круговерти житейских, профессиональных, семейных и прочих проблем ты не придаёшь никакого значения. Тибет, его чудеса, монастыри, монахи, врачеватели, астрологи, нумерологи – это совершенно другой мир, где реальность накрепко переплетена с мифами. Волшебно звучат уже названия тибетских святынь – Юмбулаганг, Мапам-Юмцо, Кайлас. Ещё интереснее, волшебнее и занимательнее, когда ты узнаёшь, что скрыто за этими загадочными, непривычными для европейского уха названиями. Так оказывается, что Мапам-Юмцо или, как это звучит по-тибетски «Манасаровар» - пресное озеро с «Живой» водой. Тибетцы верят, что если умыться или попить воды из него, то это поможет избавиться от дурных мыслей и многих болезней.Кайлас – священная мистическая гора. Вершина, непокоренная человеком. Существует много легенд, связанных с ней. Люди верят, что там расположены врата в Шамбалу. И, наконец, Юмбулаганг – буддийская Мекка. Многие почитатели буддизма из года в год посещают Тибет, славящийся своими уникальными религиозными и архитектурными памятниками. Именно здесь находится старинный монастырь Юмбулаганг, название которого дословно можно перевести как «Священный дворец лани». Этот монастырь был построен более 2 000 лет назад на берегу реки Ярлунг, он представляет собой величественное четырехъярусное сооружение, на последнем ярусе которого расположен главный храм. Храм, до которого, увы, большинству из нас не добраться, как, впрочем, и до других буддийских храмов. Но, как говорится: «Если гора не идёт к Магомету…» Так вот здесь, в Красноармейском районе Волгограда имеется прецедент – гора пошла-таки навстречу. Понятно, что это всё образные выражения. А на деле – в музейно-выставочном центре Красноармейского района началась Неделя тибетской и калмыцкой культур, которую подготовили и проведут тибетские монахи, представители Тибетского Культурного Центра «ПОТАЛА».С 11 по 19 мая тибетские монахи проведут множество ритуалов, расскажут о традициях и культуре Тибета. В течение недели монахи будут строить Мандалу Мира - символ единения всех религий. В течение недели монахи будут проводить мастер-классы по основам тибетскойживописи. 19 мая в стенах музейно – выставочного центра пройдёт церемония разрушения Мандалы Мира. Это не первая Мандала, которая будет построена в Волгограде. О песочных мандалах Будды медицины, о буддийских ступах Просветления рассказал на торжественном открытии «Недели тибетской и калмыцкой культур» Геннадий Михайлович Кошелев, председатель Совета ВГОО Союз «Калмыкия-Волгоград». И это не случайность, что о буддийских ритуалах поведал многочисленным гостям музейно-выставочного центра руководитель общественной организации, объединяющей калмыков города. Ведь впервые буддизм в Европу, как живую и действующую традицию, принесли калмыцкие кочевники (ойраты) в середине 17в. Именно в это время ойраты пришли в волжские степи и на территорию нынешней Волгоградской области. Свидетельство тому - исторические факты, которые приводят в своих работах историки и картографы. Уникальным явлением, связанным с буддийской историей Волгограда, является возникновение миссионерского поселения немецкой религиозной общины гернгутеров Сарепта, с целью обращать язычников-калмыков в христианскую веру. Расположение кочевий к югу от города явилось причиной выбора месторасположения миссионерской колонии (ныне территория Красноармейского р-на г. Волгограда). У калмыков, кочевавших в пределах старого Царицына, глубокие буддийские традиции. Буддизм неразрывно связал Калмыкию и Тибет. Именно этим объясняется присутствие на выставке в МВЦ уникальных работ художника Александра Поваева, представляющего Республику Калмыкия. Работы художника созданы на классические буддийские сюжеты и не имеют аналогов в России. Итак, в Волгограде странствующими монахами из монастыря Дрепунг Гоманг уже были построены песочные мандалы Будды медицины в выставочном зале Волгоградского музея изобразительных искусств имени Ильи Машкова (2012 год) и в музее-заповеднике «Старая Сарепта» (май 2014 года). В музейно-выставочном центре Красноармейского района началось построение Мандалы Мира. О сути этого ритуала, о глубоком смысле, заложенном в нём, о символике каждого из восьми кругов Мандалы Мира рассказал волгоградцам геше (Доктор Буддийской философии) Тензин Гелек. Мандала Мира – это Мандала всех религий, поэтому в центре её, в круге первом находится белый голубь – символ мира. И вот почему на торжественном открытии в МВЦ присутствовали представители и руководители многих национальных общественных организаций Волгограда - Джалилов Абдулвагаб Магомеднабиевич (ОО Национально-культурная автономия народов Дагестана г. Волгограда "Дагестан"), Бедоев Баймат Шотаевич (Волгоградская региональная общественная организация осетин "Алания"), Кошелев Геннадий Михайлович и (ВГОО Союз «Калмыкия-Волгоград»), Тагира Хуснулловна Ниязова, заместитель руководителя Департамента по межнациональным, межконфессиональным и межкультурным отношениям и другие. Преобразование мира в наших руках. Если каждый из нас постарается, то следующее поколение может увидеть рождение мирного и счастливого мира» (Далай-Лама XIV). Возведение мандалы тибетскими монахами начато 11 мая и будет вестись на протяжении недели. Все это время монахи будут соблюдать определенный пост, и читать мантры на тибетском языке. Мандала живет ровно столько, сколько длится сам ритуал. Ее нельзя оставить как экспонат, поскольку ее главное назначение – служить основой для медитационной практики. Разрушение мандалы, которое состоится в воскресенье 19 мая, является особым ритуалом, смысл которого – подчеркнуть один из важнейших постулатов буддизм о непостоянстве всего сущего. Прежде чем разрушить мандалу монахи должны попросить просветленных божеств, которые на протяжении всех этих дней пребывали в песочном дворце, вернуться в свои небесные обители. Волгоградцы и гости нашего города, не упустите возможность приобщиться к великой буддийской культуре, стать на шаг ближе к познанию загадок Тибета. Свет Истины от стен монастырей, / На все вопросы ты найдешь ответы, /Добрее станешь, чище и мудрей, / И это тоже чудеса Тибета. «Будьте добрее, когда это возможно. А это возможно всегда». (Далай-Лама XIV).